Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания

Дисквалификация должностного лица

Как известно, за правонарушение предусмотрена административная ответственность. С учетом тяжести совершённого проступка могут применяться штрафные санкции, обязательные работы, лишение специальных прав. В разрезе нарушений норм права должностными лицами часто встречается дисквалификация. Статья детально расскажет о том, в чём суть этой меры воздействия и как ее применять.

‍♂️ Виды административных взысканий

Статья № 3.2 КоАП РФ выделяет следующие виды взысканий, касающихся административного права:

  1. Предупреждение. Относится к взысканиям морального характера и выносится в письменной форме. Применяется при мелких правонарушениях, которые не несут серьезного вреда или угрозу его причинения. Например, управление автомобилем с грязными (нечитаемыми) номерами.
  2. Штраф. Носит имущественный характер. Наиболее распространенная мера наказания, которая применяется в административном праве. Например, штраф можно получить за курение в общественном месте.
  3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Если гражданин нарушил закон при помощи какого-то предмета, находящегося в его собственности, должностные лица имеют право конфисковать объект. Предмет может быть изъят временно или окончательно в собственность государства. Например, человек занимается незаконным производством продукции (гонит и продает самогон). Оборудование, с помощью. которого он ее изготавливает могут конфисковать.
  4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Применяется только к проступкам связанным с вождением автомобиля и охотой. Например, гражданин лишится права вождения автомобиля за грубое нарушение пользования этим правом.
  5. Административный арест. Более суровая мера наказания, которая применяется в судебном порядке, как пресечение за отдельные виды правонарушений близких к преступлениям. Суть наказания — заключение правонарушителя в условиях изоляции от общества. К самым популярным проступкам, за которые можно получить арест относятся: мелкое хулиганство, управление ТС в алкогольном опьянении, побои, мелкое хищение и т.д.
  6. Депортация за пределы РФ. Применяется к иностранным гостям и лицам без гражданства, если: их действия противоречат интересам общественной безопасности, они нарушили законодательство в статусе приезжего.
  7. Дисквалификация. Для должностей определенных видов деятельности (например, работники муниципальных и федеральных служб) устанавливается особый ряд правил и требований, нарушение которых может привести к повышению опасности для общества. Для таких должностных лиц и предусмотрена мера наказания в виде дисквалификации с занимаемой должности.
  8. Приостановление деятельности. Относится к деятельности индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций и выражается в виде приостановления предпринимательской деятельности на срок, установленный законом (не более 90 суток). Часто в процессе бизнеса субъекты нарушают права и не выполняют обязанности, что может повлечь серьезные последствия (например, незаконная продажа некачественных медикаментов, повлекшая отравление).
  9. Обязательные работы. Санкция выражается в принудительных работах по перечню, который утвержден местными органами власти (озеленение района, уборка придомовых территорий и т.д). Может быть назначено в пределах от 20 до 200 часов за такие правонарушения, как уклонение от уплаты штрафов, нанесение ущерба окружающей среде, нарушение порядка при участии в массовых мероприятиях и другие.
  10. Запрет на посещение спортивных мероприятий. Фанаты и обычные зрители должны соблюдать установленные правила поведения при посещении официальных мероприятий спортивного характера. За нарушение этих правил может применяться мера наказания в виде запрета на посещение таких мероприятий.

Увеличение срока давности

Важным изменением также стало увеличение срока давности привлечения к административной ответственности с двух месяцев до одного года. Например, если предприятие нарушило установленные законодателем требования, юридическое или физическое лицо до наступления плановой проверки могло решить эту проблему. Работодатели не могли привлекаться к административной и иной ответственности, если все обнаруженные несоответствия не были найдены повторно более чем за два месяца до проверки, так как истекал срок давности. На сегодняшний день избежать ответственности не получится. Это невозможно, даже если нарушения устраняются сразу же после обнаружения. Работодателям необходимо проверять соблюдение всех законодательных норм о труде и охране труда. При обнаружении нарушений их нужно устранить незамедлительно, что позволит уменьшить риски привлечения к ответственности.

КоАП о размерах штрафов

Нарушители требований ОТ могут столкнуться с наказаниями, предусмотренными ст. 5.27.1 или 19.5 КоАП.

Размеры штрафов по ст. 5.27.1 КоАП различаются в зависимости от состава правонарушения (их четыре) и для организаций могут достигать 150 000 руб., а при повторном нарушении — до 200 000 руб. Возможно и приостановление деятельности.

П. 23 ст. 19.5 КоАП РФ устанавливает штрафы за невыполнение в срок законного предписания представителя надзорных органов по вопросам соблюдения трудового законодательства (в том числе по вопросам соблюдения требований ОТ):

  • 30 000–50 000 руб. для должностных лиц и ИП;
  • 100 000–200 000 руб. для юридических лиц.

Помимо указанных денежных сумм руководитель или иное должностное лицо, допустившее указанное нарушение, может потерять и свою должность — п. 23 ст. 19. 5 КоАП предусматривает возможность его дисквалификации на срок от одного до трех лет.

Указанная статья предусматривает персональные размеры наказаний в отдельных сферах деятельности: невыполнение предписаний в сфере безопасности гидротехнических сооружений, при использовании атомной энергии или предписаний пожарной службы. Для повторных наказаний за аналогичные нарушения также предусмотрены более серьезные размеры штрафов.

В «КонсультантПлюс» есть подробная статья об административной ответственности за нарушение требований охраны труда с разбором судебной практики. Вы сможете прочитать материал, как только оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы

Какие санкции угрожают компаниям и ИП в ближайшем будущем

    Поделиться:

30 января 2020 года Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает многие существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за нарушения в различных сферах регулирования. В настоящее время проект КоАП РФ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, всё же становится законами. Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года.

Читать еще:  Журнал уборки помещений порядок заполнения и образец


Главным достоинством новой редакции КоАП РФ является то, что статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Так, в самостоятельные статьи выделены несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление персоналу средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, сокрытие несчастных случаев и т.д.

Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчётности в Росстат.

При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения. Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьёй. Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.

По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:

для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей);

для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей);

для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей);

для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн. рублей).

Если какой-либо статьёй минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.

Ещё одним плюсом новой редакции КоАП является закрепленное правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.

В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей).

Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.

Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращён с 90 до 30 суток.

Ниже рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. При этом не будем рассматривать некоторые штрафы (например, за грубое нарушение требований бухучёта или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счёта), которые останутся без изменений.

Непредставление СЗВ-ТД (ч. 2 ст. 8.1 КоАП РФ)

В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчётности по форме СЗВ-ТД. Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.

Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)

Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас — от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.

Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.

«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)

Воспрепятствование работодателем осуществлению сотрудником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.

Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций — до 50 000 рублей.

Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)

За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации — от 30 000 до 70 000 рублей.

Читать еще:  Образец служебной записки о возмещении денежных средств

Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Нарушение срока постановки на налоговый учёт (ст. 29.20 КоАП РФ)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.

Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.

Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчётности (ст. 29.21 КоАП РФ)

Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчёта по страховым взносам.

По новым правилам данное нарушение повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Несдача расчёта по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)

Нарушение сроков представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучёта и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности (ст. 29.29 КоАП РФ)

Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучёта касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчётности. По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчётности повлечёт наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если организация вообще не сдаст бухотчётность, её должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчётность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для её должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации — от 1 млн. до 1,5 млн. рублей.

  • Таким образом, штрафы за бухотчётность будут повышены в несколько тысяч раз!

Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчётности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.

Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)

Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей — для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей — для организаций.

Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, штрафы будут увеличены. Повторное неприменение ККТ повлечёт наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации — от 3 млн. до 5 млн. рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас — от 300 до 500 рублей).

Несдача статистической отчётности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)

За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.

По новым правилам это же нарушение повлечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП — от 3 000 до 5 000 рублей, на организации — от 5 000 до 10 000 рублей.

Изучить проект нового КоАП РФ можно на портале проектов нормально-правовых актов.

Как Заказчик может оспорить либо снизить наложенные ФАС штрафные санкции

Даже самый законопослушный и добросовестный заказчик когда-либо был оштрафован. Как избежать штрафов? Все знают – не нарушать. Далее будет рассказано, когда и каким образом можно добиться снижения штрафа и какие основания имеются для оспаривания постановления ФАС в судебной инстанции.

Читать еще:  Укд бланк 2021 скачать excel

За что могут оштрафовать

Чаще всего ФАС налагает штрафные санкции на заказчиков при отработке жалоб участников. К ответственности одновременно могут привлечь как организацию, так и сотрудников заказчика. Для юридического лица штрафы намного больше, нежели для должностных лиц, однако, как показывает практика, штрафуют как раз сотрудников.

Штрафы для юридических и должностных лиц, нарушивших правила контрактной системы, предусмотрены восемью статьями Кодекса России об административных правонарушениях.
Санкции налагаются в следующих случаях:

  • при выборе неправильного способа и условий закупки (КоАП России, ст. 7.29);
  • при нарушении правил, по которым закупки планируют (КоАП России, ст. 7.29.3);
  • при нарушении порядка, по которому проводятся закупки (КоАП России, ст. 7.30);
  • при нарушении правил, по которым ведутся реестр недобросовестных поставщиков и реестр контрактов (КоАП России, ст. 7.31);
  • при возврате участнику обеспечения заявки с опозданием (КоАП России, ст. 7.31.1);
  • при нарушении порядка заключения и изменения контракта (КоАП России, ст. 7.32);
  • при невыполнении предписания ФАС (КоАП России, ст. 19.5);
  • при непредставлении, несвоевременном предоставлении либо предоставлении контролерам недостоверной информации (КоАП России, ст. 19.7.2).

Кого штрафуют

Важно!
При невыполнении предписания ФАС повторно вводится запрет на работу контрактным управляющим сроком на один год.

В соответствии с КоАП, ФАС производит возбуждение дел отдельно на должностных и на юридических лиц. Решение выносится по каждому делу.

ФАС налагает штрафные санкции на ответственное за нарушение лицо либо на лицо, которое могло оказать влияние на ситуацию. При выявлении нарушения при приемке товара будут оштрафованы ответственные члены приемочной комиссии. При принятии комиссией по закупкам неправомерного решения штраф налагается на членов этой комиссии. В соответствии с решениями комиссии штраф выписывается отдельно на каждого члена, подписавшегося в документах в составе комиссии.

По нарушениям, которые были допущены при размещении в ЕИС информации, штраф налагается на сотрудника контрактной службы либо контрактного управляющего. При условии, что контрактный управляющий является одновременно председателем комиссии, он тоже понесет ответственность. Если управляющий не был в составе комиссии, не участвовал в отклонении и допуске заявок, был в отпуске, возможно, он не будет привлечен к ответственности. Но в этом случае не должна использоваться личная ЭП управляющего.

На практике антимонопольная служба часто привлекает к ответственности подписанта конкурсной документации. По этой причине в организации необходимо предусмотреть лицо, официально замещающее контрактного управляющего в период его отсутствия и имеющее ЭП.

Не соответствует закону передача подписи одного сотрудника другому. Подписание контракта своей подписью без приказа и оформленной доверенности – это также превышение должностных полномочий, что влечет за собой уголовную ответственность (УК РФ, ст. 286).

Когда санкции не предусмотрены

По итогам проверочных действий ФАС вправе назначить административное наказание, а может и прекратить производство. Второй вариант более предпочтительный, однако он возможен, только если его не переквалифицировали в более серьезное нарушение, а материалы не были переданы в прокуратуру либо другие органы. Дело об административном правонарушении будет прекращено, если нарушение малозначительное (КоАП России, ст. 2.9). К примеру, когда будет установлено, что содеянное нарушителем не нанесло вред обществу. Также правонарушение может быть признано малозначительным.

ФАС вправе отказаться возбуждать дело либо прекратить уже начатое, если:

  • срок исковой давности (один год) истек;
  • было крайне необходимо так поступить (в этом случае КоАП РФ запрещает говорить о том, что было какое-либо нарушение);
  • выяснит, что заказчиком ничего не было нарушено (к примеру, если была отменена нарушенная норма).

В статье 24.5 КоАП России приведен исчерпывающий перечень оснований для прекращения начатого производства либо отказа в возбуждении дела.

Способы снижения штрафных санкций

Минимальный штраф, налагаемый на контрактного управляющего, составляет 3 тысячи руб. Юридические и должностные лица имеют право обратиться в суд либо ФАС с просьбой о снижении штрафа. Просьба может быть удовлетворена, если правонарушение имеет исключительные обстоятельства. Однако размер штрафных санкций снизят не более чем на 50 процентов, и лишь в случаях, когда первый штраф:

  • для должностных лиц составил не менее 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц составил не менее 100 тысяч рублей.

Способы оспаривания штрафа в суде

Право оспаривания в суде административной ответственности, назначенной ФАС, предусмотрено. Помимо довода об истечения срока давности, малозначительности нарушения, а также отсутствия состава правонарушения, имеются еще шесть способов, которые могут помочь избежать наказания:

  1. Не имеется доказательств нарушения. Если контролерам не удаётся привести факты, доказывающие нарушение закона, суд вправе отменить постановление антимонопольной службы.
  2. Отсутствуют доказательства вины. Это случай, когда у антимонопольной службы доказать виновность лица нет возможности. Виновным признается юридическое лицо, когда оно имело возможность избежать нарушения норм и правил, однако не воспользовалось этой возможностью.
  3. Привлекается не то лицо. При привлечении к ответственности лица, не являющегося субъектом правонарушения, а также при предъявлении доказательств этого суд может встать на его сторону.
  4. Составление протокола с нарушениями. При неправильном составлении протокола сотрудниками ФАС документ не признается доказательством вины. Суд может не привлекать к ответственности подозреваемое лицо.
  5. Не сообщено, где и когда будет рассматриваться дело. Дело рассматривается комиссией ФАС лишь в присутствии подозреваемого лица, которое должно быть извещено о времени и месте вынесения постановления о привлечении к ответственности. Иначе постановление может быть отменено судом.
  6. За совершение одного нарушения лицо привлечено дважды. Суд не привлекает лицо к ответственности за нарушение, по которому оно уже наказано.

Количество просмотров: 11707

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector