Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должностная инструкция механика транспортного участка предприятия

Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования

1 января 2021 года вступил в силу Приказ Минтранса №282. Он утвердил профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов. В частности, приказ внёс некоторые изменения в работу специалистов, ответственных за соблюдение организацией безопасности дорожного движения (БДД).

В статье расскажем:

З аконодательство о требованиях к специалистам по БДД

Выполнять обязанности ответственного по БДД, согласно ПП РФ №876, могут только подготовленные сотрудники с соответствующей квалификацией, прошедшие специальную подготовку и аттестованные по стандартам Минтранса России. Согласно документу, специалист по БДД должен иметь:

  • высшее инженерное образование;
  • образование по профильной специализации (расширенная 23-00-00 «Техника и технологии наземного транспорта»);
  • прошел повышение квалификации (при наличии профильной специализации) или переподготовку и аттестацию Минтранса (если нет специализации);
  • сертифицирован для выполнения должностных обязанностей специалиста по БДД (ФЗ №196, статья 20).

Минтранс РФ рекомендует назначать на должность сотрудника по безопасности дорожного движения специалистов, выполняющих смежные должностные обязанности – ответственных за БДД, консультантов по безопасности автоперевозок, контролеров-механиков, специалистов по транспортной безопасности, диспетчеров и мастеров автоколонн.

В организации, где в штате состоят менее 50 водителей, специалист по БДД может быть совместителем. При количестве водителей более 50 человек, должна быть обязательная штатная единица, до 200 человек – два штатных сотрудника, более 500 человек – не менее трех (отдел БДД).

Специалист по БДД назначается приказом руководителя предприятия, компании или организации и подчиняется напрямую директору. Непосредственный контроль над назначением соответствующего сотрудника, уровнем его квалификации и специальной подготовки, а также над его соблюдением должностных обязанностей осуществляет также руководитель.

Важно! Ответственный за БДД не нужен в организации только в том случае, когда на балансе предприятие нет транспортных средств, оно пользуется услугами наемных автоперевозчиков, либо не использует свои автомобили или сдает их в аренду .

Диспетчер автомобильного транспорта

Такому сотруднику нужно регулярно повышать уровень навыков. Рассмотрим, что необходимо для работы в этой сфере на сайте avtobddinfo.ru.

Детальная информация видна на видео:

Должен знать

Диспетчер по выпуску автотранспорта обязан:

  • разбираться в трудовом законодательстве;
  • знать, как оформляются путевые листы;
  • выучить схему контролируемых транспортных маршрутов и их состояние;
  • понимать экономические основы организации трудовой деятельности;
  • разбираться в нормативных актах, регулирующих управление движением;
  • изучить требования завода, выпустившего ТС, которые эксплуатируются организацией;
  • быть в курсе правил образования тарифов на перевозку автобусами.

Диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта необходимо знать график выхода на маршрут водителей предприятия и правила БДД.

Должен уметь

Специалисту этой профессии требуется владеть такими навыками:

  • организовывать и контролировать действий шоферов для выполнения плана;
  • вести инструктаж водителей, рассказывая о возможных проблемах на пути следования ТС;
  • уметь правильно оформлять документацию;
  • обеспечивать безопасность движения транспорта на маршруте;
  • заниматься координированием работы наземного ТС с другими автомобилями;
  • своевременно помогать водителям, попавшим в непредвиденную ситуацию на линии;
  • включать резервные автобусы для движения по маршруту, если другие сошли с него в результате ЧП;
  • вести контроль над количеством перевозок и регистрировать их.

Также транспортные диспетчеры должны уметь составлять сводки о происшествиях, случившихся на дороге за смену. Этого требует профстандарт.

Организационная структура транспортной компании

Грамотно выстроенная организационная структура транспортной компании позволяет эффективно распределить обязанности между сотрудниками и наладить работу, тем самым повысив производительность всего предприятия и его доход. Объясняем, каким образом, а также разбираем модели разных вариантов организационных структур в такой компании.

Понятие организационной структуры организации

Организационная структура представляет собой схему, на которой отражены управленческий аппарат, подразделения в компании, а также взаимосвязи между ними. Благодаря такой структуре видно, как распределяются задачи, полномочия, ответственность в организации, должностные обязанности.

Читать еще:  Должностная инструкция мастера участка

Отсюда — ключевые элементы такой схемы, а именно:

  • звенья — могут отображать отдельные подразделения, сотрудников либо выполняемые ими функции;
  • уровни — расположения звеньев относительно управленческого аппарата;
  • Связи — отображение взаимодействий между подразделениями или сотрудниками (связи могут быть вертикальными, когда речь идёт о взаимодействии руководства с персоналом, а также горизонтальными, когда руководители взаимодействуют между собой либо персонал).

Для организации эффективной работы деятельность подразделений и сотрудников должна регламентироваться. Так, для разных специальностов необходимо составить должностные инструкции, попутно прописав в них ЦКП каждой должности. Впоследствии это минимизирует риск развития спорных ситуаций, срывов сроков и т. д. Знания ЦКП также облегчает процесс ввода в должность новичков.

Важно! Оргструктура выстраивается в соответствии со стратегией бизнеса, задачами и целями, которые перед ним стоят. Соответственно, если по каким-то причинам стратегия меняется, в компании зачастую происходит реорганизация. При этом будет перестраиваться вся схема либо отдельные подразделения, нуждающиеся в повышении эффективности работы.

Цели работы транспортной компании

Транспортные компании специализируются на организации доставки продукции, перевозке грузов. В этой сфере, как и в других, есть конкуренция, и, чтобы заиметь как можно больше клиентов, владельцу такой компании важно тщательно изучить своего потребителя и его требования к услуге, а затем постараться удовлетворить их.

Попутно можно и нужно делать ставку на одно из своих конкурентных преимуществ, сделав его одной из своих целей. Это может быть:

  • оперативная обработка заказов и их быстрое выполнение;
  • организация безопасной перевозки (это важно всегда, а особенно если речь идёт о перевозке ценных грузов, антиквариата, хрупких предметов и т. д.);
  • сокращение времени пребывания груза в пути (например, если организовывается транспортировка товаров из одной страны в другую либо несколькими видами транспорта);
  • расширение собственного автопарка или налаживание сотрудничества с другими компаниями, у которых есть автопарк (чтобы быстрее находить требуемые транспортные средства).

При построении организационной структуры своей компании надо учитывать основную цель бизнеса, она будет неизменной. Каждая компания может формулировать её по-разному, но главное, чтобы цель отражала пользу, которую бизнес сможет принести как можно большему количеству людей. Например, один из вариантов формулировки основной цели транспортной компании — доставлять груз из одного пункта в другой в целости и сохранности за максимально короткие сроки.

Обратите внимание, что прибыль не стоит ставить своей целью, поскольку деньги её не заменят. Но надо понимать, что они помогут быстрее реализовать задуманное.

Задачи транспортной компании

Исходя из своей бизнес-стратегии, можно сформулировать задачи. Для компании, специализирующейся на транспортировке грузов, это может быть:

  • их подготовка — взвешивание, упаковка согласно техническим нормам, маркировка и пр.;
  • погрузка/разгрузка;
  • доставка выбранным видом транспорта;
  • хранение в складских помещениях, которые отвечают требованиям, предъявляемым маркировкой;
  • оформление документации на оказание услуг и согласование тарифов (так, может составляться один из договоров для бизнеса, например, договор перевозки или транспортной экспедиции, а также будут оформляться ТТН, бумаги на машину и на водителя и пр.);
  • контроль над перемещением грузов (чаще всего осуществляется с помощью спутникового мониторинга транспорта);
  • техническое обслуживание транспортных средств (его следует осуществлять регулярно, чтобы исключить риск возникновения неисправностей машин и простоя);
  • транспортная логистика (сюда относится выбор подходящего транспорта, расчёт стоимости услуги, подготовка документации, загрузка/выгрузка, наконец, непосредственно транспортировка).

Организационная структура транспортной компании: варианты её организации

В транспортных компаниях чаще всего наблюдается линейное и функциональное управление.

Линейное управление

Его проще организовать. В этом случае компанией управляет генеральный директор, в обязанности которого входит также подбор персонала, заключение договоров, контроль работы звеньев низших уровней.

  • Эксплуатационная служба. Она организовывает процесс транспортировки таким образом, чтобы оптимизировать затраты на него.
  • Техническая. Её сотрудники ответственны за исправность машин, поэтому они следят за условиями их хранения, контролируют своевременность прохождения ТО, учёт расходных материалов и т. д.
  • Экономическая. Ведёт бухгалтерию, занимается планированием и т. д.
Читать еще:  Статья 9 ФЗ 152 о персональных данных

Функциональное управление

Более сложное, поскольку предполагает наличие функциональных, а не линейных руководителей. Последние управляют подразделениями в рамках той или иной группы однородных функций. Пример функционального руководителя — начальник отдела сбыта. При таком варианте наблюдается больше горизонтальных связей между сотрудниками, но и усложняется координация подразделений.

Модель организационной структуры транспортной компании

Под моделью понимается принцип формирования структурных элементов в компании:

  • при функциональной модели подразделения создаются с учётом функций (одна функция — одно подразделение);
  • при процессной — с учётом процессов.

Может быть модель, ориентированная на контрагента (один структурный элемент для работы с одним поставщиком или клиентом).

В то же время на практике чаще всего используются функциональная и процессная модели и их варианты.

Персонал транспортной компании

В организационной структуре транспортной компании будут выделяться следующие должности:

  • Гендиректор и его заместитель. В обязанности последнего будет входить руководство транспортными потоками, работа с заказчиками.
  • Старший диспетчер, начальник автоколонны. Оба сотрудника будут подчиняться заместителю гендиректора. При этом первый возьмёт на себя обязанности по работе с диспетчерами, оформление транспортной документации. Второй — работу с водителями и распределение их по маршрутам. Начальнику автоколонны будет также подчиняться автомеханик.
  • Главный инженер. Следит за техническим состоянием транспортных средств организации. Ему будут подчиняться: отдел охраны труда, менеджер по снабжению, начальник ПТО (производственно-технического отдела).
  • Начальник ПТО. На нём преимущественно — техническая документация, контроль соблюдения регламентов. В подчинении — инженер, механик.

Также в компании будут: медик, сотрудники юридического отдела, отдела маркетинга и продаж, менеджеры по работе с клиентами и др.

Требования к организационной структуре транспортной компании

Выбор оргструктуры зависит от ряда факторов (типа перевозок, утверждённого порядка работы, величины компании и её автопарка и т. д.). В то же время, независимо от этих моментов, готовая схема должна соответствовать некоторым требованиям, а именно:

  • простота и определённость в назначении, соподчинении звеньев;
  • жёсткость, надёжность и в то же время гибкость, чтобы она могла подстраиваться под меняющиеся условия предприятия, а также расти и развиваться вместе с ним;
  • иерархичность в управлении, что обеспечивает надёжность (таким образом, если возникнут сложности в работе верхнего уровня, низшие ещё какое-то время смогут продолжать работать, это ключевое преимущество многоуровневых систем управления);
  • рациональная соподчинённость звеньев;
  • определённость по отношению к оргструктурам в ряду последовательных уровней управления;
  • обеспечение надёжных связей между звеньями;
  • взаимозаменяемость звеньев по требованию.

Взаимосвязь оптимальной организационной структуры транспортной компании и эффективности её деятельности

Оргструктура, по сути, отражает строение организации, то есть показывает, сколько есть подразделений, как они взаимосвязаны, кто принимает важные управленческие решения и т. д. Более того, она обеспечивает распределение труда.

Надо ли говорить о том, что, если она выстроена правильно, все подразделения работают слаженно, не возникает накладок и срывов сроков. Кроме того, компания растёт, развивается, и оргструктура трансформируется вместе с ней (например, «обрастает» новыми звеньями).

Если в какой-то момент существующая структура перестаёт отвечать запросам бизнеса, её пересматривают. Саму компанию при этом, скорее всего, будет ожидать реорганизация.

Выводы

Владелец транспортной компании обязательно должен строить эффективную организационную структуру, так как, если этого не делать, она всё равно будет складываться сама. Для этого необходимо разобраться с тем, что она собой представляет, и выбрать подходящий для себя способ её организации. Затем определить звенья, уровни с учётом своей бизнес-стратегии и, наконец, сформировать саму оргструктуру.

Читать еще:  Командировка в выходной оплачивать или нет

Надзор и контроль охраны труда на автопредприятии

Учитывая общественную опасность такой сферы деятельности государственными надзорными органами осуществляется жесткий контроль в отношении таких предприятий. Контроль производится в отношении электротехнического и шиномонтажного оборудования, документации об обеспечении техники безопасности и правил охраны труда на таком предприятии.

Осуществляется контроль и надзор проведения ремонтных и профилактических действий, электробезопасность АТП, состояние агрегатного оборудования, время выпуска техники после ремонтных работ, должностные инструкции механика и иных сотрудников, порядок проведения инструктажа среди специалистов, сроки прохождения обучения в специализированной школе по получению новых знаний в области охраны труда, весь спектр внутренней документации в части исполнения законодательных норм безопасности жизнедеятельности. Документ по итогам проведения проверки предоставляется для исполнения руководству учреждения.

Правила техники безопасности при обслуживании автомобилей

При этом организация не должна препятствовать проведению таких контрольных акций со стороны государственных органов и обязана предоставлять всю необходимую информацию по интересующим вопросам в рамках компетенции. В случае выявления нарушений и недочетов в работе организации в части соблюдения государственных стандартов в отношении руководящего состава выносятся определенные виды наказания:

  • административная ответственность наступает в случае выявления типовых нарушений в области норм труда. Такое наказание несут должностные лица учреждения в виде штрафов;
  • дисциплинарная ответственность также наступает в случае нарушений законодательных норм и выражается в виде выговоров, отстранения от работы или увольнения провинившегося специалиста;
  • гражданско-правовая ответственность наступает в случае наличия негативных последствий в виде причинения вреда здоровью гражданина или имуществу компании;
  • уголовная ответственность – самый тяжелый вид наказания, который наступает в случае выявления нарушений в части уголовного законодательства при наступлении крайне негативных последствий в виде получения специалистами травм или тяжелого вреда здоровью.

В итоге техника безопасности на автотранспортном предприятии является обязательным элементом оптимальной и должной работы в любой организации, непосредственно связанной с обслуживанием такого рода техники.

Соблюдение таковых норм минимизирует риски получения травм, а также порчи имущества и производственного оборудования компании.

Механиков-водителей, в зависимости от управляемой техники (боевая машина) различают [5] :

  • Водитель-электромеханик;
  • Механик-водитель боевой машины десанта;
  • Механик-водитель боевой машины пехоты;
  • Механик-водительтанка;
  • Механик-водитель боевой разведывательно-дозорной машины;
  • Механик-водитель транспортного средства ЗРК (зенитно-ракетного комплекса);
  • Механик-водитель ТММ (тяжелого механизированного моста);
  • Механик-водитель колёсных бронетранспортёров;
  • Механик-водитель многоосных дизельных автомобилей (МАЗ, МЗКТ, БАЗ, КЗКТ);
  • Водитель-механик снегоболотоходов, вездеходов, машин-амфибии, таких как: ГТ-СМ (ГАЗ-71), ГТ-Т, МТ-ЛБ, ДТ-10, ДТ-30[3] .
  • и так далее.

Где взять бланк соглашения о материальной ответственности

Типовые бланки соглашений для обоих видов полной материальной ответственности присутствуют в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (приложения 2 и 4). Скачайте их на нашем сайте по ссылкам ниже:

Их можно брать за основу, составляя свои собственные договоры, в которых будут учтены требования, предъявляемые к конкретным должностям, работам, коллективам и ситуациям.

О видах материальной ответственности, которая может иметь место у главного бухгалтера, читайте в материале «Какую материальную ответственность несет главбух?».

Обязательной для такого документа будет информация:

  • О сторонах, его заключающих.
  • Их обязанностях. В частности, работодатель должен создать условия для того, чтобы работник смог обеспечить сохранность имущества.
  • Предмете ответственности работника.
  • Дате заключения.

На нашем сайте можно увидеть и скачать один из вариантов соглашения о полной индивидуальной материальной ответственности бухгалтера-кассира.

Образец аналогичного документа, составленного для коллектива, смотрите здесь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector