Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должностная инструкция водителя легкового служебного автомобиля nalognalogru

Должностная инструкция водителя легкового служебного автомобиля

В общем случае обязанности по составлению таких должностных инструкций у фирм-работодателей нет. Нормы, регулирующие использование данных инструкций в кадровом документообороте, в ТК РФ отсутствуют. Однако инструкция может потребоваться, если работник:

  • осуществляет трудовую деятельность в сфере медицины (подп. 1 п. 2 ст. 73 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 321-ФЗ);
  • является сотрудником охранного предприятия (п. 5 ст. 12.1 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1).

Если из положений должностной инструкции работника следует, что ему приходится управлять служебным автомобилем, то он становится обязанным проходить предрейсовые медосмотры (постановление ВС РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Водитель может выполнять трудовую функцию медработника или охранника в порядке совмещения (и наоборот), и в этом случае он должен получить инструкцию для соответствующей должности. Но если он работает только в качестве водителя, инструкция необязательна.

Однако на практике кадровые службы, как правило, все же утверждают должностные инструкции для всех работников. Дело в том, что их подписание со стороны работника подтверждает его согласие следовать локальным нормам, принятым в организации, и формирует юридическую базу для принятия фирмой-работодателем практических решений в части управления кадрами. Например, если работник нарушит положения инструкции, у работодателя появится право применить в отношении него дисциплинарные меры.

Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и скачайте готовый образец должностной инструкции водителя легкового авто, составленный экспертами, который можно сразу применять в работе.

Общая информация

Вне зависимости от того, какой деятельностью занимается предприятие, водитель входит в состав технической службы. Прием на работу и увольнение сотрудников с должности осуществляется при непосредственном участии руководителя организации.

Водитель находится в прямом подчинении у руководителя предприятия или начальника отдела, за которым он закреплен. В периоды отсутствия сотрудника его обязанности выполняет другое должностное лицо, назначаемое директором в приказном порядке.

На эту должность принимаются люди, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории. Так как в процессе выполнения работы сотрудник несет ответственность за жизнь пассажиров, он должен обладать опытом вождения. В большинстве компаний минимальный водительский стаж при приеме на работу составляет 2 года.

Сотрудник должен не только уметь управлять транспортным средством, но и знать следующее:

Что входит в обязанности водителя

  • общее устройство автомобиля;
  • как работают все узлы и приборы автомобиля;
  • почему возникает та или иная неисправность, и как ее можно устранить;
  • правила дорожного движения и степень ответственности за их нарушение;
  • правила и сроки проведения технического обслуживания автомобилей;
  • содержание всех нормативных актов компании;
  • правила обслуживания механизмов и автомобиля в целом, способствующие поддержанию чистоты и комфорта в салоне.

Директор на служебном автомобиле. Что осталось за кадром.

Если вас интересует вопрос в общем понимании: «Вправе ли директор при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем?», то на этот счет есть хорошая статья на ресурсе Гарант

Но, я рассмотрю вопрос в разрезе именно обеспечения безопасности дорожного движения.

Неоторые думают что это очень просто: отдал служебный авто директору и все.

Некоторые идут еще дальше: личный автомобиль сдают своей же организации в аренду, и не понимают, что в результате этих шагов они «вошли» в правовое поле обеспечения безопасности дорожного движения.

Теперь директору, управляющему служебным автомобилем , надо проходить стажировку, инструктажи, периодические и предрейсовые медицинские осмотры. Соответственно, и выпуск на линию необходимо осуществлять каждый день.

А если это единственный автомобиль в организации, то директор становится ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и надо подумать кому делегировать эти полномочия.

Что делать? На кого ляжет ответственность при ДТП?

Мне однажды задали еще один интересный вопрос:

ДИРЕКТОР И ДОВЕРЕННОСТЬ НА СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ.

А есть ОБЯЗАННОСТЬ обеспечивать БДД в организации. И эту обязанность руководитель может делегировать вместе с ответственностью не по доверенности, а только Приказом на компетентное лицо.

И управление автомобилем не является мероприятием, направленным на обеспечение БДД, так как обеспечение БДД — это мероприятие направленное на предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий).

Поэтому неверно думать, что, если вы дали водителю доверенность на управление служебным автомобилем, значит он занимается вопросом обеспечения БДД.

Теперь, что касается вопроса, когда служебным автомобилем управляют специалисты, начальники, руководители, директора. Согласно статьи 20 ФЗ-196 О БДД у юридического лица возникает обязанность по обеспечению БДД при выполнении двух условий:

  • Есть служебные авто, которыми владеет организация на праве собственности или аренды;
  • Эксплуатация авто, а именно есть сотрудники (неважно какая должность) которые выполняют функции водителя и управляют ими.
  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100% . Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки. Подробнее.
Читать еще:  Оформление права собственности на недвижимость

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДИРЕКТОР ВОДИТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЯ

У очень многих неверное представление о том, кто такой водитель. Многие полагают, что водитель — это штатный водитель.

А если начальник управляет служебным авто, то это не водитель по штату, значит мероприятия по отношению к нему (стажировка, инструктаж, обучение) проводить не надо.

Это не так.

Согласно статьи 2 ФЗ-196 «О БДД» водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Поэтому «водителя» надо понимать не как штатного водителя, а как любого сотрудника, управляющего транспортным средством. А если точнее выполняющего функции водителя.

Директор, управляя служебным автомобилем, кроме обязанностей директора, выполняет работу водителя. Потому управление автомобилем это функции не директора, а это функции водителя.

Поэтому у любого сотрудника, управляющего служебным автомобилем (не важно директор он или начальник, или специалист или водитель), в должностной инструкции должны быть прописаны функции (обязанности) водителя.

Но мало считать директора водителем. Необходимо проводить с ним все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством.

Поймите, что служебный автомобиль и функции управления им (то есть функции водителя) неразрывно связаны. Поэтому если любой сотрудник начинает управлять служебным автомобилем, то он автоматически принимает на себя функции водителя.

То есть он становится водителем, к которому предъявляются требования. Потому что автомобиль — это не рабочий кабинет или рабочий стол. Это источник повышенной опасности.

  • К сведению!
    Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное. Подробнее.

У ДИРЕКТОРА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ФУНКЦИИ (ОБЯЗАННОСТИ) ВОДИТЕЛЯ

А ссылки на такой закон нет. Это вытекает из логики. Приведу показательный пример из смежной области: вы принимаете на работу дворника с должностной инструкцией дворника, но по факту он у вас еще и токарь — подрабатывает на станке.

Первый момент. Спросить с него за результат его работы как токаря и за исправность станка, который он эксплуатирует, вы сможете только если у него в должностной инструкции будут обязанности токаря и ответственность токаря.

Второй момент. Для того чтобы работать на станке (опасном производственном объекте) необходимо иметь соответствующую квалификацию, пройти стажировку, инструктажи и регулярные медицинские осмотры.

Риск второго момента заключается в том, что если дворнику оторвет палец на токарном станке, то при разборе несчастного случая специальной комиссией выяснится, что дворник:

  • Не имел квалификации;
  • Не проходил стажировку;
  • Не проходил инструктажи;
  • Не проходил регулярные медицинские осмотры;
  • И вообще у руководства не было основания допускать его к токарному станку, так как у него нет в должностной инструкции обязанностей, прав и ответственности токаря

Если вы проведете аналогию со связкой «директор-водитель» и «токарный станок-автомобиль» вы все поймете.

…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой E-mail , чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ЗАПУЩЕНА НОВАЯ ПРОГРАММА-СОДЕЙСТВИЕ «ПРАКТИКУМ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД за 30 ДНЕЙ»

  • Проверьте свою компетентность;
  • Проведите транспортный экспресс-аудит;
  • Упакуте свою работу немедленно и на 100%;
  • Составьте свою «папку нормативных актов по БДД»;
  • Возможность погрузиться в мероприятия по БДД;
  • Оцените готовые решения разного уровня экспертности.
CАМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ СТАТЬИ:

Кто и как должен проходить обучение и аттестацию по БДД… подробнее
Нужно ли походить обучению и аттестацию по БДД. Решение суда… подробнее
Проблемы при обеспечении безопасности дорожного движения… подробнее

комментариев 12

У нас не экономят. Вожу сам. Прохожу курсы по БДД в Специалисте: http://bdd.obrazovanie18.ru/

1) кто обязан предъявлять сотрудникам ГИБДД путевой лист?
2) кто обязан проходить предрейсовый мед осмотр? (п.23 ФЗ-196 гласит что только штатный водитель)

3) Как я понимаю что, штатному водителю надо иметь путевку с отметками медика и механика, и по идее предъявлять ее инспекторам ГИБДД, но как быть с сотрудниками не водителями которые катаются по рабочей потребности?

1. В правилах дорожного движения (ПДД) написано:
Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист

Какие это «установленные случаи» в ПДД не оговорено.

Читать еще:  Каковы последствия нарушения дисциплины опасные и грубые

2. В том то и дело что таких слов как «штатный водитель» там нет. Цитирую:

«…Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…»
В качестве водителя, это значит что сотрудник (любой) выполняющий работу по професси водитель. Например, директор управляет служебным автомобилем. Прямые обязанности директора мы знаем, но как только он садится за управление автомобиля, он работает в качестве водителя.

Для точного понимания такой пример. Директор становится за токарный станок и когда он начинает вытачивать деталь, он работает как директор или как токарь? Правильно он работает в качестве токаря.

В ФЗ-196 «О БДД» нет ни одного слова «штатный» или «по штату».

А из самого определния «водитель» — водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

3. Поэтому все работники (штатные водители или не штатные) управляющие служебными автомобилями, выполняют работу по профессии водителя, тем самым все требования к ним предъявляются как к водителю (инструктажи. стажировки. медосмотры. обучение…)

Вы писали,что между доверенностью на право управление и ответственностью за бдд нет связи…

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2010 г. N 1

20. По смыслу статьи 1079 ГК РФ, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению. В случае если директор пользуется тс организации на основании доверенности в своих дичных целях ,то ответственность за вред несет именно директор как владелец источника поввшенной опасности.

С этим никто не спорит. Но пример, не корректен. В цитате которую вы приводите речь идет об использовании в личных целях. Все так и есть, если передают служебный авто в личное пользование, то отвечает за вред сам директор. Но речь то о другом, при наличии доверенности для использования в служебных целях, к личной ответственности за причиненный вред добавляется ответственность юридического лица за невыполнение мероприятий по обеспечению БДД. Это значит, что если юридическое лицо выписало доверенность директору для использования служебного авто в служебных целях, то отвечать за обеспечение БДД будет и должно юридическое лицо.

А как тогда оформлять договор с сотрудниками, которые помимо своей работы управляют служебным транспортом? ставить совмещение или как?
Верху статьи вы ссылаетесь «Если вас интересует вопрос в общем понимании: «Вправе ли директор при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем?», то на этот счет есть хорошая статья на ресурсе Гарант»
Но в этой статье на писано «управление автомобилем в рассматриваемом случае, как правило, будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по должности руководителя. Иными словами, руководитель получает право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894)»

Чем больше изучаю вопрос, тем больше понимаю, что живу в стране непуганных идиотов. В компании 2,5 человека, служебный транспорт необходим, права и допуск к вождению транспорта указанной категории имеется, выдан ГИБДД. Нет, примите на работу еще 5 сотрудников, которые будут еще контролировать и допускать директора к вождению такого же как у него в личном пользовании транспорта чтобы удовлетворить все придуманные законодательством запятые. Или пусть директор платит за служебные поездки из своего кармана. Альтернатива!

Все намного проще. Если у вас в компании 2,5 человека и легковой транспорт, то не обязательно принимать еще 5 сотрудников. Законодатель требует обеспечивать БДД руководителя. А уж руководителю принимать решение: сам он будет обеспечивать БДД или поручит кому-нибудь.

Если рассмотреть такую ситуацию, в штате имеются сотрудники (специалист БДД, механик, руководители подразделений) все они управляют ТС самостоятельно. Хотелось бы уточнить, как со стороны буквы закона правильно оформить им (стажировки, инструктажи) т.е. Оформить приказ допуск к самостоятельному управлению служебным автомобилем с закрепление за сотрудником ТС с актом приема-передачи ТС. Необходимо-ли с такими сотрудниками проводить стажировки, и инструктажи (первичный, повторный,внеплановый по инструкции водителя) или же в их инструкциях прописывать часть инструкции водителя, и держать другой журнал так-как трудоустроены они по другим должностям.

Читать еще:  Управляющий рестораном — обязанности управляющего рестораном

Когда вы открываете главный ФЗ-196 «О БДД», то вы видите в терминах и определениях кто такой «водитель». Там нет ни намека на должность. Это просто лицо управляющее транспортным средством и ВСЁ. Это просто работник (с любой должностью) который управляет авто, и все требования к водителю — это требования не к должности водителя, а требования ко всем кто управляет автомобилем независимо от должности. Поэтому нет каких либо привилегированных отношений к руководству. Они все водители (в рамках ФЗ-196, если управляют служебными авто)

В итоге, с такими сотрудниками необходимо проводить инструктажи по инструкциям для водителя, а так-же необходима ли им стажировка??

Ответ такой же: с теми кто управляет транспортными средствами (выполняет работу по профессии водитель) нужна стажировка и все остальное.

Возможные проблемы и нюансы

При оформлении инструкции нужно следить, чтобы она имела все необходимые реквизиты, предусмотренные ГОСТом по делопроизводству: дату и место составления, номер, полное наименование предприятия.

Также важно, чтобы работник был ознакомлен с документом под роспись.

В должностной инструкции не должно быть неясностей и двусмысленностей. Ее надо составлять четко и предельно понятно. Ведь, по сути, это прямое руководство к действию для сотрудника, и его превратное понимание приведет к нарушениям.

В отдельных случаях можно и вовсе обойтись без должностной инструкции. Для этого понадобится подробно описать права, обязанности и ответственность сторон в трудовом договоре. Однако данный способ менее практичен, так как, во-первых, сильно «раздувает» документ, а, во-вторых, при таком подходе довольно легко упустить один из важных нюансов. Кроме того, часто трудовые договоры составляются на унифицированных бланках и указать в них все права и обязанности работника и организации невозможно.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Преимущества и недостатки

Преимущества работы шофёром заключаются в востребованности профессии на рынке труда. В совершенстве владея водительскими навыками, можно легко найти работу. К тому же она обещает быть интересной и разнообразной, поскольку непосредственно связана с общением с людьми и с посещением интересных местностей.

Можно также отметить отрицательные моменты, которые неизбежно сопровождают профессию шофёра. Это ответственность за жизнь других людей, отсутствие возможности карьерного роста, сравнительно небольшая заработная плата, ненормированный рабочий день и невозможность планирования поездки, поскольку они организуются по указанию руководства.

Права

Водитель автомобиля имеет право: — требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий необходимых для исполнения должностных обязанностей; — требовать от руководителя отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав; — требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.); — получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач; — представлять руководству предложения направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля; — самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции.

Полномочия водителя

Со стороны водителя должны соблюдаться следующие права:

  1. Требование со стороны всех пассажиров салона соблюдение регламента ПДД, к примеру, пристегиваться установленным ремнем безопасности, а также выполнять посадку и высадку пассажиров в строго установленных для этого местах.
  2. Получать в полном объеме всю необходимую информацию, актуальную для последующего разрешения поставленных задач. Это относится к сведениям относительно конечного пункта прибытия, времени и ряда прочих показателей, актуальных для каждого потенциального путешествия.
  3. Подавать руководящему составу ключевую информацию относительно совершенствования и рационализации услуг, возложенных на него со стороны организации, проведением мероприятий в рамках повышения показателей безопасности, эксплуатации транспортного средства без попадания в аварийное состояние.
  4. Требовать создания оптимальных во всех отношениях условий для последующего выполнения своей работы, сохранности вверенных документов, образованных как следствие деятельности самой компании.

В рамках своих рабочих обязанностей предусматривается принятие правильных корректных решений. При этом не должны быть сделаны выходы за пределы собственной компетенции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector