Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должностная инструкция воспитателя детского сада профстандарт

Профессиональный стандарт воспитателя в образовании

Профессиональный стандарт воспитателя ДОУ – это документ, в котором зафиксированы основные требования к профессиональным навыкам и знаниям педагога дошкольного образования. Для любого воспитателя детского сада это основополагающий документ, играющий важнейшую роль в его профессиональной жизни и деятельности. По этому стандарту устанавливается уровень квалификации педагогического состава, создаются должностные инструкции и формулируются требования к персоналу при приеме на работу в ДОУ.

На данный момент профстандарт в сфере образования находится в стадии постоянного внесения изменений и формирования. Это вызывает множество нареканий, но такой процесс неизбежен и необходим, так как общество развивается, требования у образованию, его уровню и используемым методикам постоянно меняется.

Для того, чтобы соответствовать требованиям и положениям стандарта для педагогического состава детского дошкольного учреждения его работникам предстоит отслеживать и изучать актуальную на конкретный момент версию документа.

Введение и назначение профстандарта в сфере образования

Для того, как начал использоваться профстандарт, работу сотрудников ДОУ регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Но этот документ фиксировал только основные положения деятельности воспитателей и педагогов, что не соответствует современной ситуации.

На данный момент регуляцией работы сотрудников детских садов занимаются два основных документа:

  • Профстандарт, утвержденный Министерством труда Российской Федерации.
  • ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт, который утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

При всей внешней схожести оба этих документа выполняют различные функции. Для выявления разницы необходимо дать понятие профессионального стандарта воспитателя. Он создан для непосредственной регуляции работы кадров, а ФГОС занимается регулированием деятельности образовательной ситуации, в данном случае – детского сада.

Профстандарт утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ №544Н от 8 октября 2013 года. 5.08.2016 года в него были внесены изменения, корректирующие требования к уровню образования и обучения преподавательского состава ДОУ.

Содержание профстандарта педагога

Современный профессиональный стандарт педагога воспитателя включает в себя описание профильной деятельности работника и его компетенций. В них включаются знания и умения, необходимые каждому педагогу для выполнения своих должностных обязанностей.

В профстандарте содержатся описания основных рабочих функций педагогов ДОУ и требования к их обучению и уровню образования. Использование профессионального стандарта помогает в процессе поиска новых сотрудников, способствует созданию точно сформулированных должностных инструкций. Также он способствует созданию единой по стране системы оценки профессионального уровня педагогического состава, что помогает проведению аттестации по наиболее объективной схеме.

Основные требования к воспитателю

Претендовать на соответствующую должность может тот человек, который отвечает следующим требованиям профессионального стандарта:

  • Среднее профессиональное или высшее профильное образование, то есть отвечающее направлению «Образование и педагогические науки». Это первый вариант возможного уровня подготовки педагога ДОУ.
  • Среднее профессиональное или высшее образование в любой сфере и наличие дополнительного профильного образования, позволяющего осуществлять работу в должности педагога или воспитателя.
Читать еще:  Приказ и распоряжение процедура издания на предприятии

Уже работающие педагоги могут проходить постоянное повышение своей квалификации на соответствующих курсах. Также от претендента на роль воспитателя или учителя потребуется отсутствие судимостей и крепкое здоровье, подтвержденное наличием соответствующей медицинской справки. К опыту работы не предъявляются особые нормы – его может не быть.

Базовые знания педагогического состава

Для выполнения своей работы педагог должен обладать следующими знаниями:

  • Базовые знания в области прав детей, законов об образовании и ФГОС, касающегося дошкольного обучения.
  • Принципы работы основных образовательных систем, их история и применение на практике.
  • Основы методики обучения и воспитательной работы.
  • Тонкости работы с детьми дошкольного возраста.
  • Базовые психологические подходы к дошкольному воспитанию и образованию.
  • Изучение классики педагогической науки, касающейся обучения детей в детских садах.
  • Психология и физиология развития ребенка раннего и среднего возраста.
  • Основные тенденции в современной педагогической науке в сфере дошкольного образования.

10.01.2017 года Министерство труда Российской Федерации приняло приказ №10Н, которым утвердил профстандарт «Специалист в области воспитания». Необходимо учесть, то должность воспитателя и старшего воспитателя не подпадает под действие этого документа, профессиональный стандарт социального воспитателя входит.

Функции педагога по профстандарту

Профессиональный стандарт воспитателя детского сада предусматривает выполнение им следующих трудовых функций:

  • Воспитательная, использующая передовые формы воспитания, развитие творческих способностей детей, использование разнообразных методов деятельности воспитанников, всестороннее развитие и формирование социальных навыков у дошкольников.
  • Педагогическая, направленная на выполнение современных программ дошкольного образования. В свете этой функции воспитатель участвует в разработке общеобразовательной программы ДОУ в следовании требованиям ФГОС. Также воспитатель занят созданием комфортной психологической обстановки для детей, выполняет отчетность и мониторинг собственной профессиональной деятельности, подготавливает воспитанников к будущей учебе в школе, внедряет инновационные методики обучения.

Для соответствия требованиям профстандарта воспитатели детского сада должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, следуя новейшим направлениям в педагогике.

Обязанности и задачи

В обязанности и задачи работника входят следующие пункты, содержащиеся в инструкции:

  • осуществление работы по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • создание комфортного времяпровождения для каждого воспитанника;
  • осуществление изучения личности каждого ребенка, их привычек, интересов, склонностей;
  • создание благоприятной среды и формирование психологического климата малышей;
  • способствование развития общения деток между собой;
  • помощь в решении проблем, возникающих между ребятами и родителями;
  • помощь в образовательном процессе;
  • использование различных методов и средств обучения;
  • проведение коррекционной работы с детьми, которым это рекомендовано психологом;
  • обеспечение сохранности и укрепления здоровья воспитанников;
  • проведение процедур, направленных на физическое развитие детей;
  • несение ответственности за жизнь и здоровье каждого воспитанника;
  • организация исполнения распорядка дня каждым воспитанником;
  • способствование выявлению интересов детей в различных областях деятельности;
  • взаимодействие с мамами и папами, а также родственниками ребят;
  • координация работы помощников воспитателя и младшего помощника.
Читать еще:  Правила заполнения шахматной оборотной ведомости образец

Профстандарт воспитателя

10 Января 2021 в 15:56 входит в комплекс профессиональных стандартов работников педагогических учреждений всех уровней. регламентирует деятельность работников дошкольных образовательных учреждений общего типа (не коррекционного и не специализированного).

Утвержден приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н, зарегистрирован в Минюсте 06.12.2013 за № 30550. Выдержал две редакции, от 29.12.2013 и от 03.06.2016. Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter Рассматриваемый стандарт применяется в следующих случаях: в процессе оформления на работу соискателей на вакантную должность воспитателя; при разработке управленческой политики в отношении персонала; с процессе формирования аттестационной системы и обучающих программ,

Какие трудовые функции няни теперь должны выполнять

Няня – не педагогический работник, а учебно-вспомогательный персонал. Она не обязана принимать участие в образовательной деятельности

Основная трудовая функция няни «Присмотр и уход за детьми в повседневной деятельности». Профстандарт выделяет в функционале няни особенности в уходе за детьми разного возраста, а также в уходе за детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • уход за детьми младенческого возраста (до 1 года) в повседневной деятельности;
  • уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) в повседневной деятельности;
  • присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет в повседневной деятельности;
  • присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в повседневной деятельности.

Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года)

Дети младенческого возраста – это самая трудоемкая группа. Сейчас мало детских садов, в которых есть группы для детей этого возраста, но в рамках национального проекта «Демография» планируется увеличить их количество. Если в вашем детском саду есть такая группа, проверьте, соответствует ли няня требованиям профстандарта, если нет – отправьте на обучение.

Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет)

Таких групп в детском саду раньше почти не было, они открываются. Рекомендуем отправить нянь на обучение по уходу за такими детьми.

Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет

Функционал по присмотру за детьми дошкольного возраста от 3 лет – самый отработанный из всех, что даны в новом профстандарте. Няня не относится к педагогическим работникам, а относится к учебно-вспомогательному персоналу. Она не принимает участия в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Присмотр и уход за детьми с ОВЗ и инвалидностью

Среди всех трудовых функций няни присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья – самый сложный и новый функционал. Работе с этой группой детей нянь также будут обучать в рамках профобучения.

Требования к квалификации к должностям «воспитатель» и «младший воспитатель»

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — Справочник). Данный Справочник содержит должности «воспитатель (включая старшего)» и «младший воспитатель». В требованиях к квалификации к данным должностям указано, что работники, замещающие данные должности, должны иметь:

  • для воспитателя — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;
  • для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет;
  • для помощника воспитателя — среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
Читать еще:  Список документов подтверждающих гражданство РФ

Должностная инструкция воспитателя детского сада

Должностная инструкция разрабатывается в каждом ДОУ с учетом требований профстандарта педагога, ФГОС ДО и других документов, регламентирующих сферу дошкольного образования. Примерные виды деятельности воспитателя в течение рабочего дня выглядят так:

  • Встреча и распределение детей по группам, передача воспитанников родителям по окончании дня.
  • Составление графика занятий, отдыха, прогулок и других вариантов досуга детей с учетом их возрастных особенностей.
  • Контроль поведения воспитанников.
  • Обеспечение безопасности детей во время занятий, прогулок, игр, сна, приемов пищи и других видов деятельности.
  • Организация питания детей с учетом возраста и рациона питания малышей.
  • Организация и проведение мероприятий по укреплению здоровья детей: зарядки, спортивных игр и соревнований, закаливания, прогулок.
  • Контроль состояния здоровья детей. Сопровождение воспитанников в медицинский кабинет или оказание им первой медицинской помощи (при необходимости).
  • Оформление необходимых документов (журналов, планов работы и т. д.), составление отчетов.

Как понять, что вам подходит профессия воспитателя?

Чтобы сориентироваться, насколько профессия воспитателя вам подходит, рекомендуем обратить внимание на личностные качества, приведенные ниже. Если утвердительных плюсиков, поставленных вами напротив нижеследующих пунктов, оказалось больше, чем минусов, смело выбирайте эту специальность. Если нет — подумайте над тем, чтобы поискать себя в другой профессии. Итак, для идеального воспитателя характерны доброжелательность, ответственность, терпеливость, рассудительность, любовь к детям, стрессоустойчивость, оптимизм, желание находить творческие решения, грамотная речь, хорошее владение голосом, стремление к лидерству, организаторские способности, психологическая уравновешенность, способность быстро принимать решения, высокая эрудиция. И помните: радость, легкость и удовлетворение, которые вы получаете от профессии, пойдут на пользу вашим маленьким подопечным едва ли не больше, чем качественное, но «сухое» и «бездушное» воспитание и обучение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector