Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История продолжительности рабочего дня и рабочей недели в России

Битва за выходные. Как в России боролись за право на отдых

7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».

Картина художника Георгия Савицкого «Всеобщая железнодорожная забастовка. Октябрь 1905 года». © / Б.Колесников / РИА Новости

Вопрос о продолжительности рабочей недели, равно как и продолжительности рабочего дня, впервые стал подниматься в России в конце XIX века.

До отмены крепостного права в 1861 году вопросы о правах тружеников на отдых вообще не обсуждались всерьез. Продолжительность рабочего дня чаще всего определялась как «от рассвета до заката», а выходными днями, как правило, являлись большие церковные праздники.

Развитие капитализма в России, увеличение числа фабрично-заводских рабочих, чей труд и условия жизни были особенно тяжелыми, сделали вопрос о продолжительности рабочего дня и наличии выходных одним из самых острых.

Стачки рабочих в 1890-х годах заставили власти задуматься над тем, что 16-часовой рабочий день не способствует стабильности общества.

В 1897 году впервые на законодательном уровне в Российской империи было введено ограничение рабочего дня. Продолжительность рабочего дня предусматривалась в 11,5 часов (по субботам — 10 часов), для женщин и детей — 10 часов. Рабочая неделя объявлялась шестидневной, труженики получали право на один выходной в неделю.

Однако работодатель получил неограниченное право на вывод рабочих на сверхурочные работы, продолжительность которых никак не регламентировалась. В результате введенные ограничения превратились практически в ничто.

Как складывался рабочий день при царизме

Стандартного рабочего дня, как мы его сейчас понимаем, в царской России не существовало — всё решал владелец мануфактуры, завода. Разумеется, зачастую промышленники решали этот вопрос исключительно в свою пользу, не сообразуясь с доводами о социальной ответственности перед рабочими. На подавляющим большинстве промышленных предприятий конца XIX века в России трудились по 14–16 часов в день, и такие условия труда были попросту невыносимы. По всей стране начались стачки и восстания на фабриках. Несмотря на их жёсткое подавление, Николай II всё-таки был вынужден в 1897 году сократить рабочий день — до 11,5 часов, а также объявить выходным днём воскресенье. В «канунные дни» — перед воскресеньями и праздниками — работа ограничивалась 10 часами. Отдыхали, кроме одного дня в неделю, также в единичные православные праздники. В среднем в году у рабочего было 297–298 трудовых дней и 3334 нормочаса. После Первой мировой капиталисты, осознавая всю серьёзность положения и настроения народа, самостоятельно сокращают рабдень до 10–10,5 часов.

Почему в Советском Союзе не было выходных целых 11 лет

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Трудовая революция

29 сентября 1929 года стало последним воскресеньем, которое было выходным. В следующее воскресенье такой коллективной паузы уже не произошло. Указом правительства Советского Союза 80% рабочих были отправлены к станку. Дома оставались лишь 20 %. Для всего трудового народа началась практика непрерывного рабочего процесса или семидневной рабочей недели. Теперь дни отдыха попадали вразброс в течение недели. Такой график предложил советский экономист и политик Юрий Ларин. Машины никогда не должны простаивать.

Непрерывка должна была произвести революцию в представлении о труде, повысить производительность и сделать религиозное поклонение слишком хлопотным. Всё выглядело прекрасно в теории, но на практике проект потерпел неудачу практически по всем пунктам. В него были внесены некоторые изменения. В 1931 году цикл был продлён до шести дней. В конце концов, после 11 лет проб и ошибок проект был свёрнут в июне 1940 года. Революции в сфере труда не получилось.

Читать еще:  Новый порядок оформления и регистрации счетовфактур

Что же представляла собой «непрерывка»

В отличие от обычной семидневной недели, непрерывная неделя начиналась как пятидневный цикл. Каждый его день был отмечен определённым цветом и символом в календаре. Население было разделено на группы, у каждой из которых был свой день для отдыха. Дни недели, такие родные и знакомые, постепенно потеряли всяческий смысл.

Вместо названия каждый из пяти новых дней был отмечен символическим, политически уместным предметом. Это были: пшеничный сноп, красная звезда, серп и молот, книга и будёновка. Календари тех времён показывают дни, отмеченные разноцветными кружочками. Эти кружочки обозначали, когда нужно работать, когда отдыхать. Это был график посменной работы самого грандиозного масштаба в истории человечества.

Справедливое народное недовольство

С самого начала всё пошло не так, как хотелось. Рабочий класс был страшно не доволен нововведением. Пролетарии писали письма в газеты, в различные партийные организации о том, что такой график сводит на нет весь смысл выходного дня. Люди возмущались: «Что нам делать дома, если наши жёны на фабрике, дети в школе, друзья и родственники на работе? Это не выходной, если нужно просидеть целый день одному дома». Рабочие не просто не могли отдохнуть нормально, невозможно было даже просто собраться вместе с семьёй.

Всё это уничтожало любые экономические бонусы такой системы. Недовольный человек не может полноценно с полной отдачей трудиться. Стала страдать и социальная сфера, культура. Невозможность собраться всей семьёй, усложнение практики религиозного поклонения. Праздники полностью исчезли из жизни трудящихся. Вместо этого родилась иллюзия интенсивной работы. Существуют сведения о семейных проблемах, вызванных непрерывной неделей. В те годы стало обычным делом отмечать своих друзей и знакомых в адресных книгах определённым цветом в зависимости от того, когда у них выходной.

Социолог и автор книги «Семидневный круг: История и значение недели», Эвиатар Зерубавель, утверждает, что календарная реформа может быть связана с традиционным марксистским отвращением к семье. Делать семейные ячейки общества менее интегрированными и сплочёнными, возможно, даже входило в сознательную часть повестки дня. В отсутствие технологий, говорит Зерубавель, временная симметрия — это клей, который скрепляет общество. Здесь же не было общего досуга. Без него советской державе было легче разделять и властвовать.

Более вероятно, что непрерывка пыталась атаковать другую сферу жизни советских трудящихся. Религиозную. Если бы Советское правительство действительно было озабочено только экономическими потерями, было бы достаточно просто ввести семидневку. При введённом же экспериментальном графике выходных дней в году выходило больше, чем раньше. Может целью этой атаки было воскресенье, как традиционный день для похода в церковь?

В конце концов, жалобы рабочих были приняты во внимание. Чтобы семьям было легче общаться и проводить время вместе, была проведена очередная реформа. В марте 1930 года правительство издало постановление об установлении общих выходных для членов одной семьи.

Всё же борьба с опиумом для народа?

Теория утверждала, что непрерывная неделя сделает религиозное поклонение практически невозможным. Без пятницы, субботы или воскресенья и мусульмане, и евреи, и христиане не могли посещать служения. Это считалось выигрышным результатом двухлетней кампании советского правительства против религии.

Поэтому нововведения, которые могли сломить влияние религии на умы людей, были встречены с энтузиазмом. На первый взгляд может показаться нелепым, что создание подобных неудобств может искоренить в людях веру в Бога. Но партийным функционерам казалось, что это возможно. Тем более никто никогда до этого не пробовал ничего подобного поэтому никто и не знал, как это работает. Затея провалилась, как и всё остальное. Никакие ограничения не смогли повлиять на веру людей. Хотя многие и перестали ходить в церковь по воскресеньям, но полностью искоренить религию не удалось.

Кроме всего прочего, за пределами больших городов целые группы населения остались за пределами действия календарной реформы. Непрерывная неделя их практически не коснулась. В сельских районах колхозники занимались посадкой и сбором урожая, уходом за скотиной, а это никак не поддаётся влиянию дней недели. Вдали от бюрократических городских центров страны аграрная жизнь продолжалась почти так же, как и раньше. Правда многие колхозы и совхозы взяли за правило отменять как новые светские государственные праздники, так и традиционные дни богослужений. Чиновники жаловались, что крестьяне всё ещё находятся под влиянием традиционных привычек.

Читать еще:  Документы для регистрации ИП в 2021 году

Наследие непрерывной недели

Трудно точно определить все последствия непрерывной недели для общества. В конце концов, это была лишь часть огромного культурного и политического переворота, вызванного советской индустриализацией. Реформа увеличила пропасть между городом и селом. Ведь жизнь в деревнях протекала совершенно в другом ритме и подчинялась другим законам. Примерно в это время для контроля миграции сельского населения были введены внутренние паспорта. Крестьяне старались вырваться из ужасных условий и переехать в город. Нечто подобное существует и сегодня в Москве, чтобы ограничить количество людей, желающих поселиться в столице.

Одиннадцать лет жизни в Советском Союзе прошли под знаком хаоса. Календари того периода были запутанными и странными. Общественный транспорт работал по пятидневному циклу, многие предприятия — по шесть дней, упрямое сельское население – традиционно семь дней в неделю. В конце концов, реформа окончательно провалилась. Производительность труда упала до исторического минимума. Непрерывное использование приводило к быстрому изнашиванию рабочих машин. Уже в 1931 году стало ясно, что так называемые совместные обязанности часто означают то, что никто не берёт на себя ответственность за свои рабочие задачи. Понятно, насколько это пагубно сказывается на работе в целом.

26 июня 1940 года, в среду, Указ Президиума Верховного Совета объявил о восстановлении семидневного цикла. Воскресенье снова стало выходным днём. Отношение к рабочему процессу, рабочая, так сказать, идеология, осталась неизменной. Для обычных рабочих увольнение с работы, прогул или опоздание более чем на 20 минут каралось уголовной ответственностью. Наказанием мог стать вполне реальный тюремный срок.

За довольно короткую, по мировым меркам государств, историю у Советского Союза была масса достижений. Одним из главных считается полёт первого человека в космос. Прочтите нашу статью рассекречены архивные документы первого полёта Юрия Гагарина в космос: что скрывали власти долгие годы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В послевоенное время

По окончании послевоенного восстановительного периода в 1956-1960 годах рабочий день в СССР постепенно (по отраслям народного хозяйства) был вновь сокращен до семи часов при шестидневной рабочей неделе (воскресенье — выходной), а рабочая неделя — до 42 часов.

7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Центральный совет профсоюзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». 14 марта 1967 года указом президиума Верховного Совета в СССР была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными дням (суббота и воскресенье). Продолжительность рабочего дня составляла восемь часов. В общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях введена шестидневная рабочая неделя, рабочий день — семь часов. Рабочая неделя не превышала 42 часа.

9 декабря 1971 года Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс законов о труде (КЗОТ) РСФСР, согласно которому продолжительность рабочего времени рабочих и служащих не могла превышать 41 часа. Принятая 7 октября 1977 года Конституция СССР закрепила эту норму (статья 41).

Как Сталин предлагал трудиться по 5 часов

— Есть данные, что Сталин после войны хотел снова сократить рабочее время, и очень сильно. Насколько решительными были эти намерения?

— В одном из приложений к книге «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованной в конце 1952 г., «вождь и учитель» говорил о возможности сокращения рабочего дня «по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов». Он считал очень важным, чтобы «члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования», чтобы они «имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии».

Читать еще:  Договор залога квартиры. образец и бланк для скачивания 2021 года

В этом смысле Сталин предвосхитил дискуссии, которые ведутся сегодня. Бизнес и правительства в разных странах сейчас тоже думают о том, как помочь переквалифицироваться людям, которые по мере внедрения новых технологий высвобождаются в разных сферах.

— Была ли 60–70 лет назад возможность перейти от рассуждений об идеальном труде к тому, чтобы сделать его режим реально комфортным?

— А так и делалось постепенно. При Хрущёве нормальный рабочий день был снова уменьшен до 7 часов: разные отрасли переходили на него с 1956 по 1960 г. А при Брежневе в марте 1967 г. рядом указов и постановлений была введена привычная для нас пятидневка. Советский Союз сделал это одним из первых среди социалистических стран. Тогда же единые правила работы были установлены как на заводах, так и в колхозах, где до середины 1960-х гг. вознаграждение за труд выплачивалось по трудодням, начислявшимся по довольно сложной схеме.

Выходные и религиозные традиции

Нормы трудовой недели в различных странах отличаются, в некоторых из них выходными могут быть не те дни, которые считаются таковыми в России. В Европейских странах, США и большинстве Азиатских стран выходные – суббота и воскресенье. А вот в мусульманских странах – пятница и суббота. Рабочая неделя в таком случае начинается в воскресенье и длится до четверга – Египет, Сирия, Ирак, ОАЭ. В Иране, например, рабочий график начинается в субботу и заканчивается в четверг.

Главным выходным днем в Израиле является суббота, тогда как пятница является сокращенным днем – работать можно только до обеда.

Это обусловлено религиозными традициями и необходимостью давать людям выходной для выполнения необходимых религиозных обрядов. Христианская воскресная традиция и иудейский «шаббат» лежат в основе официальных выходных. Однако в большинстве развитых стран это традиция, сформировавшаяся за многие годы и закрепленная законом – понятный и удобный график рабочих дней.

Как обстоят дела сейчас

Во времена, когда жили Оуэн и Форд, сокращение рабочей смены почти вдвое — с 14 часов до 8 — действительно было революционным. Сейчас дела не ограничиваются стенами офиса, путешествуют с нами домой и зачастую занимают почти все активное время человека.

Согласно Трудовому кодексу в странах СНГ продолжительность рабочего дня при 5-дневной неделе не должна превышать 8 часов плюс 1 на обед. А как обстоят дела в других государствах?

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, рекордсмены труда живут в Колумбии (47,6 часов в неделю) и в Турции (46,4). Немного отстают Мексика (44,9) и Коста-Рика (43,6).

Но не все страны настроены бить рекорды — согласно данным ОЭСР, средняя продолжительность рабочего дня в мире составляет 37 часов. Меньше всего работают жители Нидерландов (29,4), Дании (32,5) и Норвегии (33,5).

Хотя восточные страны не включены в рейтинг ОЭСР, их показатели легко могли бы догнать Колумбию и Турцию. Например, в Китае многие компании практикуют философию 9-9-6: сотрудники должны работать с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю. И хотя такой режим запрещен законодательно, многие крупные бизнесы открыто его поддерживают — например, Alibaba Group.

В Японии уровень переработок настолько высок, а смерти от них стали такими частыми, что для этого даже придумали специальный термин — кароси. По данным ВВС, ежегодно на работе «сгорают» более 2 тыс. человек.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector