Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какими качествами должен обладать хороший воспитатель?

Как стать воспитателем детского сада

В сфере педагогики установлены высокие требования к специалистам, поскольку она подразумевает работу с детьми. Так и воспитателями не становятся случайные люди. Эта профессия должна быть призванием и любимым делом для человека, чтобы он смог задержаться здесь надолго и реализоваться как специалист. Поэтому на первом этапе важно определить, подходит ли человеку эта профессия. А затем решить, каким способом получить необходимую квалификацию для работы с детьми

Содержание:

Профессия — воспитатель детского сада: основной круг обязанностей

Воспитатель — это специалист с педагогическим образованием, высшим или средним, работающий в детском дошкольном учреждении. Работать воспитателем, без преувеличения, может лишь человек, который чувствует в себе это призвание. Ведь дети очень быстро распознают доброе отношение к себе со стороны взрослых и лишь тогда раскрываются в полной мере. Поэтому, как сказал Василий Ключевский, известный историк и профессор Московского университета, «чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Заниматься развитием детей-дошколят — это особый талант, помноженный на хорошую профессиональную подготовку. Что же должен знать и уметь воспитатель? Прежде всего принять за основу тот факт, что общение с детьми разного возраста составляет 90% вашего рабочего времени. Кроме того, малыши в силу своего возраста не всегда понимают язык взрослых, поэтому потребуется огромное терпение, чтобы доносить до них любую информацию.

Основная деятельность деток от года до 6-7 лет — игры, поэтому воспитатель должен быть готов к тому, что прививать любые навыки и новые знания ребятишкам необходимо в игровой форме. Благо он может сконцентрироваться на этом полностью, так как обычно у воспитателя в группе есть верный помощник — нянечка, которая следит за чистотой в помещении и раздачей еды.

Деятельность воспитателя регламентируется инструкциями и учебно-методическими документами. Перечислим содержащиеся в них самые основные обязанности воспитателя:

  • Подготовка графика занятий, включающего как освоение полезных умений и навыков, так и организацию досуга;
  • Контроль за соблюдением детьми режима дня: бодрствование, прогулки на свежем воздухе, кормление;
  • Укрепление здоровья детей: ежедневная зарядка и спортивные игры;
  • Наблюдение за поведением детей, выявление отклонений от нормы;
  • Организация праздничных мероприятий;
  • Взаимодействие с другими педагогами и наставниками, а также родителями;
  • Непрерывное повышение уровня квалификации, участие в педагогических форумах и семинарах.
Читать еще:  Инструкция из 4 шагов для оформления дарственной

Внутри профессии существуют свои специализации: различают воспитателей-методистов и воспитателей-дефектологов. Воспитатель-методист на основе полученного опыта и самых прогрессивных методик в области дошкольного образования составляет план развивающих игр и занятий. Именно он решает, сколько раз в неделю детки должны посещать музыкальный класс, сколько часов проводить за рисованием, написанием букв, изучением арифметики, сколько посвящать физической культуре. Наполнение методического плана зависит от уклона детского дошкольного учреждения и особенностей развития самих малышей. Детский сад с уклоном в эстетическое развитие будет давать детям обучающую программу, нацеленную на общение с педагогом по этике, рисованию и сценодвижению. А по программе садика со спортивным профилем детки будут больше заниматься активными играми и гимнастикой.

Воспитатель-дефектолог работает с малышами с особенным психофизическим развитием. Такие детки нуждаются в индивидуальной программе, которая помогает им справиться с отставанием от общепринятых норм. Дефектолог выявляет причины нарушений и предлагает свои способы коррекции речи, мышления, памяти. От этого специалиста особенно ждут поддержки и внимательного отношения не только сами малыши, но и их родители.

Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно – стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Читать еще:  Должностная инструкция главного энергетика строительной организации

Конструктивно – проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

Способность «быть здесь и сейчас»

Необходимое личностное качество для педагога-воспитателя детского сада — быстрая реакция на любую ситуацию.

В течение дня обстановка в группе меняется, иногда стремительно. Бывает так: пару минут назад дети мирно играли, а сейчас уже готовы ударить друг друга, поссорившись из-за игрушки. В этой ситуации воспитатель должен действовать очень быстро, иначе дело может дойти до драки. Моментальная реакция нужна и в других случаях: ребенок на прогулке убегает с площадки, разбилась тарелка во время завтрака, кто-то из детей упал и ударился и пр.

Как действовать, вам объяснят во время обучения . Но сама скорость и тип реакции во многом зависят от вашего темперамента. Подумайте, как вы обычно действуете в стрессовых ситуациях? При работе с детьми нежелательны два варианта — замереть или выдать взрывную, слишком эмоциональную реакцию, не разбираясь в причинах и последствиях.

Можно усилить способность быстро и правильно реагировать, замечать, что обстановка в группе требует вашего внимания — увеличивайте число задач и темп работы, пробуйте действовать в ситуации многозадачности с лимитами времени на выполнение.

Для получения профессии можно закончить среднее специальное или высшее учебное заведение. В первом случае это техникум или колледж, предлагающий обучение по программам «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование».

Учеба занимает от 3 до 4 лет в зависимости от аттестата абитуриента. В ВУЗах преимущественно готовят специалистов по профилю «Дошкольное образование» с упором на какой-либо предмет (иностранный язык, музыка и т.д.). Также возможен акцент на логопедию, психологию, административную деятельность.

Особенности профессии воспитателя

Воспитатель – это, прежде всего, педагог, который работает с дошкольниками. В его обязанности входит присмотр за детьми и организация развивающих занятий. Эта профессия всегда была востребована, ведь воспитатели дошколят работают не только в детсадах, но и в учреждениях дополнительного образования, приютах, интернатах, реабилитационных центрах, детских сезонных или спортивных лагерях.

Читать еще:  Должностная инструкция по специальности Начальник АХО

Обычно новички в профессии начинают свою карьеру с должности помощника воспитателя, которая в ряде случаев не предполагает профильного образования. В проведении занятий помощник не принимает участия, но общается с детьми, приобретая опыт, следит за чистотой в помещениях детского сада, выполняет функции няни. На этом этапе можно учиться, чтобы двигаться в профессии дальше. Если специальное образование уже есть, вы можете устроиться младшим воспитателем. После получения квалификации по профилю – вы самостоятельный специалист. А трехлетний практический опыт работы даст вам возможность стать старшим воспитателем, а затем и заведующим ДОУ.

Педагоги-воспитатели работают непосредственно с детьми, и главная их цель – разностороннее развитие вверенных детей, их подготовка к следующей образовательной ступени – школе. Под надзором воспитателей детишки осваивают правила личной гигиены, учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развивают творческие и умственные способности, соблюдают режим дня и занятий, занимаются физкультурой.

Задача старшего воспитателя – разработка и внедрение методических планов, программ и рекомендаций детям и родителям. Такой специалист ведет отчетность, планирует мероприятия, контролирует работу педагогов и следит за их квалификационным уровнем знаний и навыков.

Заведующий детским садом выполняет управленческую функцию.

Если вы задумываетесь о воспитательской карьере – важно сразу понять, в какой должности вы хотели бы трудиться, чтобы целенаправленно приближаться к освоению желаемой профессии.

Стоит ли учиться на воспитателя плюсы и минусы профессии

До 80% представителей сотрудников детского сада поступают на работу, чтобы получить место для своего ребёнка. Привлекает эта работа ежегодным отпуском сроком в 56 дней и социальными гарантиями.

Несмотря на требования к деятельности воспитателя и на то, что он должен уметь многое, всё больше появляется желающих работать с малышами.

По отзывам родителей, настоящие воспитатели, в первую очередь, любят детей и делают всё для их развития.

Но не все, в силу своего характера и темперамента, могут привыкнуть к особенностям педагогической деятельности, поэтому нужно взвешенно принимать решение, будет ли выпускник школы учиться на воспитателя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector