Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оборачиваемость товара Коэффициенты оборачиваемости

На что влияете оборачиваемость склада и как рассчитать

07.07.2021 Товары

Идеальной стратегией для бизнеса в сфере торговли является закупить товар и в кратчайшие сроки его перепродать по более высокой цене. И чем срок короче, а цена выше, тем лучше.

В данной статье мы более подробно остановимся на сроке хранения товара и определим, как найти идеальный баланс между затоваренностью склада, которое ведет к увеличению расходов на его содержание, и отсутствием товаров в наличии, что приводит к недовольству покупателей.

Коэффициент оборачиваемости активов (аналог: коэффициент оборачиваемости совокупного капитала) – показатель характеризующий скорость и эффективность управления активами предприятия. Показатель представляет собой отношение выручки от продажи продукции к среднегодовом размеру активов. Формула расчета имеет следующий вид:

Для данного коэффициента нет общепринятого рекомендуемого нормативного значения. Данный показатель необходимо анализировать в динамике. Рост показателя, как правило, обусловлен за счет увеличение доли выручки создаваемой активами предприятия. В таблице ниже показан анализ тенденции изменения оборачиваемости активов.

Значение данного показателя сильно зависит от вида деятельности предприятия. Так в отраслях с высоким уровнем фондоемкости, т.е. предприятий с наличием большого объема основных производственных фондов, значение коэффициента будет ниже, чем для предприятий торговых отраслей. Читайте более подробнее: «Коэффициент оборачиваемости активов компании: расчет«.

Для чего нужна оборачиваемость товарных запасов?

Для начала нужно понять: какой товар необходимо рассчитать. К примеру, у Вас сеть продуктовых магазинов, где продается печенье “Нефертити” и все они реализуются по-разному. В таком случае, оборачиваемость товарных запасов следует рассчитывать отдельно по каждому. Собственники бизнеса получат ответ: в каких магазинах следует увеличить количество продукции, где уменьшить, а где вообще убрать с прилавков.

Другой пример, Вы хотите расширить ассортимент, а может быть этого не стоит делать? На помощь приходит анализ оборачиваемости товарных запасов, он подскажет: принесет ли прибыль данные действия.

При сравнении можно построить матрицу «Оборачиваемость-Маржа» и увидеть, какие товары нам за один и тот же период приносят больше прибыли, а какие меньше.

Сравнительные данные по марже и оборачиваемости

Как видим, товар 5 хотя и обладает средней торговой наценкой, но имеет наилучшую оборачиваемость из всех и приносит за месяц на единицу продукции наибольшую прибыль. А товар 1, имеющий высокую маржу, показывает худшую оборачиваемость. Следовательно, за месяц на единицу продукции прибыль минимальна. Что можно сделать? Необходимо выяснить, чем вызвана такая плохая оборачиваемость – излишними запасами или плохими продажами? После этого принимать меры. Если проблема в продажах – то стимулировать оборот. Если проблема в избыточном запасе, то необходимо перестать завозить товар огромными партиями.

Читать еще:  Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Матрица «Оборачиваемость-Маржа»

Соотнеся между собой два параметра – маржи (или торговой наценки) и оборачиваемости, можно товары внутри одной категории распределить по данной матрице.

Как видим, наиболее интересны для нас товары, имеющие высокую оборачиваемость и высокую наценку. В ассортименте могут так же находиться товары с низкой оборачиваемостью, но это должно быть компенсировано высокой наценкой. Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте при условии. Что у них хорошая оборачиваемость, то есть компания не тратит средства на продажу данных товаров. Товары с низкой наценкой и плохой оборачиваемостью в ассортименте находиться не должны.

Если такие товары присутствуют в матрице, то мы можем сделать следующее:

• вывести их из ассортимента. Однако «механическая чистка» опасна тем, что мы можем вместе с неликвидами «выкинуть» и новый товар, и товар сопутствующий, комплектующий или имиджевый товар. Поэтому прежде, чем мы кого-то «выкинем», нужно проанализировать историю этого товара и понять его роль в общем ассортименте.
• перевести их в квадрат «высокая наценка — низкая оборачиваемость». Необходимо понять, что это за товар, который медленно продается. Возможно, это дорогой имиджевый товар, и мы просто неправильно его позиционировали и недополучаем прибыль.
• перевести его в квадрат «низкая наценка — высокая оборачиваемость», стимулируя продажи или снизив величину запаса.

Иногда бывает такое, что мы вынуждены мириться с тем, что по некоторым товарам у нас плохая оборачиваемость и это не ошибка закупщика или продаж. Это условия, не подлежащие корректировке. Обычно это бывает связано с условиями поставки – например, поставщик уходит в отпуск (закрывает завод на профилактику на два месяца) и для обеспечения компании запасами приходится закупать двух-трех месячный запас. Или поставка товара идет так долго (например, контейнер морем из Китая), что для обеспечения бесперебойности поставок приходится закупать товар большими партиями. Нужно понимать, что это цена бизнеса.

Читать еще:  Как заключить соглашение о переводе долга по кредиту, обеспеченному поручительством?

Анализ оборачиваемости

Мы получили какие-то данные, но что они означают?

Первый, самый очевидный вывод – для обеспечения продаж стульев на таком же уровне пополнять склад магазина нужно порядка 5 раз в месяц.

Обратите внимание: значения усредненные и ничего не говорят о динамике продаж и остатков внутри периода. Возможно все 100 стульев были в магазине в начале месяца и продавались постепенно. Возможно их доставляли в магазин каждый день по несколько штук. А может быть в какие-то дни товар в магазине совсем отсутствовал (будь он каждый день в наличии, продажи были бы больше). Для более детального анализа можно смотреть статистику по дням.

Второй вывод можно сделать, рассмотрев показатель оборачиваемости в динамике. Если оборачиваемость растет, как правило, это хорошо. Если оборачиваемость падает – скорее всего нужно принимать меры, направленные на увеличение продаж, либо снизить объем закупаемого у поставщика товара.

Часто бывает так, что поставщик товаров предоставляет отсрочку на оплату купленного у него товара. Сравнив оборачиваемость с отсрочкой можно сделать третий вывод. Например, поставщик стульев предоставляет отсрочку для оплаты товара 15 дней. При этом рассчитанная ранее оборачиваемость равна 6 дней. Это значит, что 9 дней мы пользуемся деньгами поставщика бесплатно. Всегда желательно, чтобы оборачиваемость товара была меньше предоставляемой отсрочки.

Ежемесячно или чаще проводить детальный анализ оборачиваемости по всем товарам сложно. На практике часто для групп товаров устанавливаются эталонные значения, к которым нужно стремиться (нормативы). Обычно нормативы задаются не одним числом, а границами «от и до» Для оперативного принятия управленческих решений достаточно сравнить фактическую оборачиваемость с нормативной. Если оборачиваемость не укладывается в заданные границы – проводить более детальный анализ по таким группам товаров и принимать соответствующие решения.

Ведите складской учёт

Если работаете в торговле, важно всё фиксировать: поступление, перемещение между складами, на точки, продажи, хранение, возврат, инвентаризация. Это нужно делать, даже если вы маленький ФЛП.

Такой контроль помогает избежать недостач, порчи и компенсаций утерянных товаров.

Ключевые товарные отчёты — по оборотам, остаткам, прибыльности, движению товаров.

По учётным данным виден актуальный статус товара — где находится, какой путь прошёл.

Читать еще:  1 Смена 5 дней в неделю

Как вести учёт: если ассортимент небольшой, точек продажи и поставщиков мало, достаточно таблицы Excel.

Автоматизировать учёт можно в спецпрограммах (1С, Деловод, Торгсофт и др.).

Неведение учёта всегда оборачивается финансовыми потерями. А если работаете по посредническим договорам, стоимость утерянного, испорченного или неучтённого товара нужно будет компенсировать комитенту-собственнику.

Работать с ассортиментом. Для нормирования остатков товаров помогает ассортиментная матрица. Это таблица с полным ассортиментом товаров, которые есть в продаже в вашем наземном или интернет-магазине. Как строить ассортиментную матрицу, мы описывать не будем, — это предмет отдельной статьи. Выглядит она так:

Когда анализируете отчёты по продажам, делайте это в разрезе товарных групп, товаров по отдельности, по клиентам, по поставщикам.

В любом случае планируйте запасы с резервом, чтобы закрыть весь план продаж на месяц, сезон.

Как определить нормативное значение оборачиваемости?

Итак, вы понимаете, что вам нужно увязать стратегическое планирование компании. Все намеченные изменения и улучшения с показателем оборачиваемости товарного запаса, без которого невозможно планировать финансовую составляющую бизнеса.

ТАК КАК ЖЕ ЭТО СДЕЛАТЬ? Настало время развеять трудности. Пример расчета оборачиваемости в предложенной Excel ФОРМЕ должен ответить на все ваши вопросы.

Однако, хочу предупредить, что это едва ли не самый трудоемкий показатель, работа с которым потребует от вас терпения. Для того, чтобы определить оптимальный товарный запас с учетом специфики вашего бизнеса, вам придется РАССЧИТАТЬ ЕГО В ПРИВЯЗКЕ К КАЖДОМУ ПОСТАВЩИКУ. А затем, с учетом ДОЛИ данного поставщика в общем товарном портфеле, определить ИТОГОВЫЙ показатель.

Итак, как и обещала, никакой теории, сложных формул и графиков, только наработанная практика. БЕРИ ГОТОВЫЙ МАКЕТ И ДЕЛАЙ.

Ниже привожу Excel ФОРМУ, которая позволяет рассчитать страховые запасы с учетом комбинации рисков (отклонений в доставке и продажах), кроме того, на ее основе можно выстроить очень понятную МИНИМАКСНУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ, в которой МИНИМАЛЬНЫЙ СТОК – это размер СТРАХОВОГО ЗАПАСА, МАКСИМАЛЬНЫЙ СТОК – СТРАХОВОЙ ЗАПАС плюс ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА. Средний показатель между минимальным и максимальным стоком – это ваш СРЕДНИЙ ТОВАРНЫЙ ЗАПАС. Разделим его на средние продажи за анализируемый период и получим ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector