Образец профстандарта водителя автобуса в 2021 году
Новые правила перевозки детей автобусами в 2021 году
Дата публикации — 22.05.2021
1 января 2021 года вступило в силу множество поправок к действующему законодательству, в том числе – новые Правила организованной перевозки группы детей автобусами. Они утверждены постановлением Правительства РФ № 1527 еще 23 августа 2020 года и заменили собой предыдущий документ, применявшийся с 1 января 2015 года. Указанный подзаконный акт определяет, что действие нового регламента истечет 1 января 2027 года. Таким образом, правила меняются каждые шесть лет, чтобы оставаться максимально актуальными и отражать реальные возможности обеспечения необходимого уровня безопасности несовершеннолетних.
Новый регламент достаточно короткий, состоит всего из 23 пунктов и содержит отсылки к «Уставу автомобильного и городского электрического наземного транспорта» (федеральный закон), Правилам дорожного движения и федеральному закону «Об основах охраны здоровья». В основе документа лежат те же принципы и подходы, что и в предыдущих нормативах, но в целом новые правила перевозки детей проще, короче и лаконичнее предыдущего регламента, истекшего к 2021 году.
Некоторые прежние требования отменены или заметно смягчены, но в ряде случаев изменения сводились к тому, что из Правил убрали положения, и так прописанные в других регламентах более широкого применения, например, Правилах дорожного движения. Новый регламент распространяется на перевозки детей школьными автобусами внутри городской черты, в пригородной зоне и по межгороду. Рассмотрим основные изменения (напомним, что они уже действуют на территории РФ).
Водитель автомобиля: профстандарт
Содержание Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений.
Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан
Должностная инструкция водителя автобуса
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции водителя автобуса, образец 2021 года. Должностная инструкция водителя автобуса должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.
В должностной инструкции водителя автобуса должны быть отражены следующие пункты:
1. Общие положения водителя автобуса
1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.
1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.
2. Должностные обязанности водителя автобуса
Водитель автобуса обязан:
2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.
2.2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.
2.3. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования.
2.4. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данную должностную инструкцию, а так же другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.
2.5. Перед выходом на маршрут проверить:
- внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
- состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
- исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
- работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
- укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
- наличие и состояние указателей маршрута.
2.6. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.
2.7. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.
2.8. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.
2.9. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.
2.10. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.
2.11. Водитель автобуса на линии обязан:
- иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
- аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
- на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
- безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
- в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
- по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
- в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
- при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.
2.12. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:
- объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
- на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
- на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.
2.13. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.
2.14. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.
2.15. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.
2.16. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.
2.17. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.
2.18. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.
2.19. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГБДД и ВАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта РФ. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.
2.20. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.
2.21. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.
2.22. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.
2.23. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.
2.24. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.
2.25. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:
- произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
- произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора.
- на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.
2.26. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.
2.27. По прибытию автобуса в парк:
- проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
- произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
- в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
- сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
- зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.
3. Права водителя автобуса
Водитель автобуса имеет право:
3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.
3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.
3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.
3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:
- на городских маршрутах ± 5 минут;
- на пригородных маршрутах ± 7 минут;
- на междугородных маршрутах ± 10 минут;
- на международных маршрутах ± 30 минут;
3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.
3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.
3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.
3.8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.
3.9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.
3.10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.
3.11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.
3.12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.
3.13. Водителю строго запрещается:
- производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
- выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;
- передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;
- передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
- двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;
- во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;
- осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах — свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;
- совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;
- изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;
- получать от пассажиров и хранить использованные билеты;
- производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;
- оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;
- курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;
- развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава;
- проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.
Примерная форма должностной инструкция водителя автобуса — образец 2021 года. Должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.
Как правильно составить?
Чтобы путевой бланк был действительным, и водитель не был оштрафован инспектором ГИБДД его нужно правильно заполнить.
При заполнении бланка нужно будет указать следующие сведения:
1) В первую очередь — на бланке вверху слева должен стоят штамп предприятия, выдавшего документ.
2) Далее заполняется:
- Серия и номер выписанного бланка, дата его составления.
- Название предприятия (Для ИП — Ф.И.О. предпринимателя), с указанием:
- Адреса нахождения фирмы или ИП.
- Кода по ОКПО.
- Телефонного номера.
- Марка ТС.
- Гаражный номер и гос. номера.
- Подпись автомеханика о исправности ТС.
- Отметка медработника о здоровье шофера, как при выезде на линию, так и по возвращению.
- Отметка о сдаче-приемки автобуса, с отображением подписей автомеханика и водителя при смене шофера, при возврате ТС в гараж.
- Показания спидометра при выезде в рейс и возврате.
- Сведения о подаче ТС по заявке.
Примечание. Время выезда и возврата ТС заполняется диспетчером, и он обязан расписаться в предусмотренной графе.
3) Также заполняются сведения:
- О простое.
- О заправке ГСМ и его расходе.
- О продолжительности работы.
- О пробеге и численности рейсов (по плану и по факту).
Оборотная сторона бланка заполняется водителем. На основании внесенных им записей ему будет начислена зарплаты. Здесь водитель обязан отметить:
- Маршрут.
- Время отправления по плану и по факту.
- Время прибытия по плану и по факту.
- Пробег с людьми и в холостом режиме.
Каждый отмеченный водителем параметр обязан подтверждаться его подписью в соответствующей графе.
Структура документа
Минтранс РФ своим распоряжением № 368 от 11.09.2020 года обновил требования к реквизитам и порядку оформления путевых бланков. Согласно данному распоряжению новые требования вступили в действие с 01.01.2021 года. В приложении к данному распоряжению отмечены новый алгоритм оформления «путевок», вместо правил, утвержденных распоряжением Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 года.
Структура обязательных реквизитов обновленного документа состоит из следующих пунктов:
- Название путевого бланка и его номер.
- Данные о времени действия выданного документа.
- Информация о владельце автобуса.
- Данные о ТС, с непременным отображением его марки.
- Реквизиты водителя.
- Информация о маршруте, с отображением вида (по городу или международному сообщению).
Дополнительно утверждены обновленные требования к регистрированию выписываемых «путевок». Их регистрацию можно осуществлять в бумажном журнале или в электронном. Во втором варианте данные, записываемые в журнал, обязаны шифроваться ЭЦП (электронно-цифровой подписью).
Профстандарт водителя автомобиля в 2021 году
Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.
Перечислим главные функции этой специальности:
- Контроль за сохранностью груза.
- Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
- Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
- Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).
- Составление отчетности о маршруте.
Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза.
Минтруд утвердил профстандарты в реестре
При установлении должности стоит использовать наименования должностей, содержащихся в соответствующем блоке третьего раздела профессионального стандарта. Из книги вы узнаете, как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту, как преодолеть 6 главных проблем, которые возникают при переходе на профстандарты. Подробно рассмотрим, как уволить работника за несоответствие профстандарту, как обновить должностные инструкции с учетом профстандартов.
Разберем, считается ли профстандарт обязательным, если условия труда стали вредными, как поменять название должности в связи с принятым профстандартом.
Профстандарты Минтруда рекомендует применять профессиональные стандарты:
- тарификации.
- при разработке кадровой политики предприятия;
- организации обучения персонала;
- аттестации;
Перевозка в ночное время
Ночным временем для детских перевозок принято считать часы с 23 до 6 утра. Движение в это время разрешено только в исключительных случаях и не более 100 км после 23-часового времени:
- к вокзалам и аэропортам и обратно;
- при завершении поездки (к месту ночлега или конечного пункта);
- связанных с нарушением графика в пути и задержке;
- при осуществлении перевозки в рамках правовых актов государственных органов субъектов Федерации.
Требования к перевозке детей в организованных поездках являются обязательными к исполнению и нарушение их влечет ответственность. Наказанию подвергаются не только водитель автотранспорта, но и организаторы поездки.
Памятка при организационной перевозки детей на автобусе