Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанности юриста в ООО

Должностная инструкция юрисконсульта (ДИЮ), как правило, состоит из 4 разделов, разъясняющих работнику ключевые вопросы его трудовой деятельности.

Общая схема построения ДИЮ может иметь следующий вид:

  • организационный раздел;
  • должностные обязанности юрисконсульта;
  • права;
  • ответственность.

Первый раздел носит общеинформационный и организационный характер. Здесь находят отражение следующие важные аспекты:

  • уровень квалификации и категория специалиста;
  • порядок назначения на должность, замещения на время отсутствия, увольнения и иные организационные нюансы;
  • схема подчиненности (должность непосредственного руководителя, с кем взаимодействует при выполнении трудовых функций и др.);
  • перечисление основных документов, которыми юрисконсульт руководствуется в своей работе.

Центральное место в ДИЮ отводится должностным обязанностям. Они могут носить общий унифицированный характер и дополняться специфическими нюансами, характерными для должности юрисконсульта компании, работающей в определенной сфере. Если в компании несколько штатных единиц специалистов, в ДИЮ необходимо разграничить области их ответственности.

Такие же требования следует соблюдать и в отношении раздела ДИЮ, посвященного правам и ответственности работника. В зависимости от сложности, объема, конфиденциальности выполняемой работы юрисконсультам могут быть предоставлены разные права и полномочия.

С содержанием должностных инструкций работников различных профессий знакомьтесь с помощью материалов нашего сайта:

Назвать специализацию и зону ответственности

Укажите специализацию, если она есть, рекомендует эксперт сервиса «Готовое резюме» Людмила Авдонина. Лучше писать ее в наименовании должности, чтобы работодатель сразу получил полную информацию о вашем профиле работы. Например, так: «Юрист (претензионно-исковая работа)», «Корпоративный юрист» или «Налоговый юрист».

Называйте должность в резюме так, чтобы был понятен функционал. Даже если в компании, где вы сейчас работаете, она звучит иначе — используйте более простые и точные формулировки.

«Если у кандидата были проекты по слиянию, поглощению компаний, то об этом тоже стоит упомянуть. Защита интеллектуальной собственности, проекты по выходу на IPO, проекты государственно-частного партнерства, государственные закупочные процедуры, сопровождение процедур банкротства — об этих вещах надо писать в резюме», — рекомендует Людмила Авдонина.

Обозначьте масштаб компании и свою зону ответственности. Эта информация позволит нанимателю сориентироваться, с каким набором задач вы могли работать. Сфера деятельности организации, количество юрлиц, численность персонала — об этом тоже стоит написать. Напишите, в подчинении кому вы работали и какой командой руководили, если есть такой опыт. Расскажите, за какой периметр задач вы отвечаете, какие регионы и направления работы находятся в вашем ведении. Старайтесь дать более полную и точную информацию о своем опыте работы.

Без подробностей, непонятноВсе точно и понятно
Представление интересов организации в судахПредставлял интересы компании в суде по арбитражным спорам, в том числе по спорам о взыскании задолженности, с налоговыми органами (включая споры по регулярным платежам при пользовании недрами), а также в делах о несостоятельности (банкротстве) и процедурах добровольной ликвидации.

Юристов могут ограничивать условия конфиденциальности — мало какие подробности выполненных проектов можно раскрыть публично.

«Хорошее решение — указывать только масштаб компании и общее направление работы, не раскрывая сумму и участников, говорит Лейсэн Шаяхметова. Например, специалисты из сферы консалтинга по конфиденциальным проектам не пишут название компании-клиента, а обозначают масштаб: «Сопровождение выхода на IPO для крупного промышленного холдинга на такую-то биржу». Понятен масштаб проекта, видна работа, которая проделана, но конфиденциальность при этом соблюдена».

Преимущества штатного юриста

Организация может решать свои юридические вопросы двумя способами: заключить договор с юридической компанией (адвокатским бюро) и обращаться к ним при необходимости за правовой помощью, либо оформить в штат постоянного сотрудника.

В первом случае главным преимуществом является то, что в распоряжении компании оказывается целая юридическая организация, в которой работают специалисты разного профиля.

Это позволяет рассчитывать на получение квалифицированной помощи по любому вопросу.

Но подобные юридические конторы работают с несколькими клиентами одновременно, поэтому решение срочного вопроса для конкретного заказчика может затянуться.

К тому же, отсутствует возможность получения моментальной юридической помощи по незначительным текущим делам, поскольку нужный специалист не находится непосредственно на предприятии.

Главный минус работы с юридическими конторами – высокая стоимость подобных услуг.

Наличие штатного юриста, либо целого юридического отдела дает руководству организации целый ряд преимуществ.

К ним относятся:

  • Стабилизация и снижение затрат на получение юридической помощи.
  • Постоянное наличие специалиста непосредственно на предприятии.
  • Осведомленность юриста о направлении деятельности организации, что позволяет учесть специфику, возможные «подводные камни».
  • Быстрое решение привычных правовых проблем благодаря выработке определенных шаблонных приемов, моделей работы.
  • Осведомленность работника об особенностях финансовой, налоговой, бухгалтерской деятельности организации. Подобные знания позволяют наиболее эффективно решать правовые проблемы, возникающие в любой из этих сфер.
  • Личная заинтересованность работника в коммерческом успехе предприятия.
  • Наличие партнерских отношений между юристом и руководством организации.

Этапы подготовки должностной инструкции?

Процедура подготовки регламента включает несколько этапов. На первой стадии генеральный директор компании принимает решение о необходимости утверждения инструкции и поручает разработку проекта ответственному лицу. В качестве последнего может выступить начальник юридического отдела, специалист кадровой службы, помощник директора или другой уполномоченный сотрудник.

Готовый проект нужно подписать у руководителя службы делопроизводства и согласовать с руководителем юротдела, конечно, если в компании есть такие структурные подразделения и такие руководящие сотрудники.

Далее инструкция утверждается генеральным директором.

Последний шаг – ознакомление юрисконсульта с его должностной инструкцией.

Вам также будет интересно:

Важные моменты

Назначение на должность, а также освобождение от нее осуществляется на основании приказа руководителя компании. Специалист находится в подчинении непосредственного начальника. В период отсутствия юриста на предприятии вследствие болезни, отпуска или командировки его обязанности исполняет специалист, назначенный в установленном порядке. Этот сотрудник получает соответствующие права. Он также несет ответственность за ненадлежащее исполнение предписаний, которые содержит должностная инструкция юриста в организации.

Что должна содержать должностная инструкция юриста: примеры и образцы документов

Любой серьезной компании нужен специалист, занимающийся решением юридических вопросов. Такие работники есть как в любой юридической фирме, так и в крупной организации. При этом руководство обязано ознакомить нового работника с должностной инструкцией, где четко прописаны его права и обязанности.

О том, что такое должностная инструкция юриста и какие пункты в ней обязательно должны содержаться, подробно читайте в нашей статье.

Как составить: общие положения

В этом первом разделе должностной инструкции содержатся базовые служебные требования. Применительно к профессии юриста в данном разделе рекомендуется прописать следующие моменты:

  • каким образом специалист принимается на работу;
  • в рамках какого отдела работает (то есть его место в системе организации) и кто непосредственный начальник;
  • перечень документов для пользования в ходе работы;
  • кто будет ответственным лицом при отсутствии сотрудника.

Также основные положения указывают на то, каким требованиям должен соответствовать вновь принятый на работу специалист:

  • высшее юридическое образование, подтвержденное документом гособразца;
  • определенный опыт работы в аналогичной должности (как правило, от двух лет);
  • знание гражданского законодательства, а также законов в сфере договорного и корпоративного права;
  • умение составлять договоры, претензии, деловые письма, исковые заявления и другие судебные бумаги, в зависимости от сферы деятельности организации или отдела внутри правовой службы (такая система используется в крупных компаниях).

Помимо этого, должностная инструкция юриста предприятия содержит общие моменты, за которые он должен быть ответственным:

  • знание структуры предприятия и ведомственных нормативных актов;
  • ознакомление с правилами безопасности и их соблюдение;
  • замена сотрудника на период его отсутствия.

Сотрудник вступает в должность и освобождается от нее приказом по установленной форме, подписанным руководителем организации.

Должностные обязанности: на что имеет право юрист и его ответственность

Правам, обязанностям и ответственности должен быть посвящен отдельно каждый раздел инструкции. Так, права юриста – это рамки дозволенной ему деятельности. В их перечень входит следующее:

  • вести самостоятельную переписку с госорганами и органами муниципалитетов, подписывать документы в рамках своей компетенции;
  • получать от других отделов и структурных подразделений по запросу всю необходимую для работы информацию и документы;
  • давать письменные и устные ответы на правовые вопросы, а также привлекать сторонних правовых экспертов для консультаций и помощи (по предварительному согласованию с руководством);
  • требовать от руководителя нормальных рабочих условий (удобное рабочее место, достаточное освещение, место для бережного хранения документов и др.);
  • сообщать руководству о замеченных правовых нарушениях и принимать меры для их устранения, а также о способах улучшения работы компании.

Обязанности юриста, как правило, состоят из двух блоков:

  1. Обязательства во время профессиональной деятельности.

Сюда относятся обязанности по:

  • составлению и экспертизе договоров, других правовых документов, на их соответствие законам, а также претензионных бумаг (претензий, исковых заявлений, заявлений и ходатайств в суд и др.);
  • представлению интересов в суде;
  • ведению переговоров с контрагентами.

Также данный сотрудник обязан представлять интересы работодателя во всех госорганах (правоохранительных, административных, судебных и др.) и частных организациях при любых законных взаимоотношениях компании с ними.

2. Общие обязанности.

Это следующие обязательства:

  • бережно относиться к имуществу предприятия;
  • соблюдать правила безопасности и проходить инструктаж;
  • по требованию руководителя повышать свой профессиональный уровень;
  • выполнять поручения руководителя, связанного с компетенцией юриста;
  • сохранять в тайне известные ему сведения о работе организации.

Ответственность наступает при наличии ряда обстоятельств, таких как:

  • невыполнение обязанностей;
  • несоблюдение законодательства и внутренних документов, принятых в организации;
  • разглашение коммерческой тайны;
  • несоблюдение норм и правил трудовой дисциплины;
  • порча вверенной техники и прочих материальных ценностей.

Почему юристы должны согласовывать должностные инструкции?

Поскольку юрист – это специалист, отвечающий за соблюдение законодательства внутри предприятия, он должен проверять любые должностные инструкции на предмет соответствия написанных в них положений действующим законам и грамотности примененных формулировок.

В связи с этим сотрудник несет ответственность за некачественную проверку, которая может обернуться для организации ответственностью за нарушение прав работников, так как необходимые права, обязанности и ответственность в инструкциях не прописаны.

Образцы должностной инструкции юриста

Типовая

Скачать пример типовой инструкции вы можете здесь: https://yadi.sk/i/jW_veIz03UA7xf

Помощника юриста

По следующему адресу мы разместили документ для помощника (ассистента) юриста: https://yadi.sk/d/5Yp85bjj3UA8A5

Чтобы найти образец инструкции для работника ООО, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/-znZTHlG3UA8Fv

Корпоративного юриста

Должностная инструкция для данного специалиста находится по этой ссылке: https://yadi.sk/d/OrZ9Z0Dj3UA8Nq

Главного

Трудовые функции главного (ведущего) юриста в компании выглядят так: https://yadi.sk/i/y51zk2DR3UA8i8

Бланк должностной инструкции сотрудника ТСЖ: https://yadi.sk/i/eTaZeXgJ3UA8kz

Юрисконсульта

Филиала

В филиалах организации юристы руководствуются такими инструкциями: https://yadi.sk/i/Aqv5Pwm33UA9rM

В образовательном учреждении

Образец должностной инструкции юриста школы: https://yadi.sk/i/j4rJj9-13UAA9b

Сельского поселения

Чтобы найти пример документа для сотрудника сельского поселения, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/9NuXwW223UAAJV

Таковы главные аспекты должностной инструкции юриста. Чем подробнее в ней будет расписана деятельность сотрудника, тем меньше недопонимания возникнет в процессе работы между работником и работодателем.

Ответственность

Рассматривая общие функции данного сотрудника, можно отметить не только права и обязательства, но и ответственность разного плана, которая регламентируется трудовым, гражданским и уголовным законодательством страны.

Ответственности подлежит:

  • неверное исполнение или намеренное неисполнение трудовых обязанностей;
  • несоблюдение норм и правил в ходе оформления документации;
  • несоблюдение качества, достоверности и правильности заполнения основных документов;
  • присутствие правонарушений, которые совершены в ходе осуществления юридической деятельности;
  • несоблюдение основных правил, связанных с трудовым распорядком фирмы, а также правил и инструкций другого характера;
  • несоблюдение основных обязательств, связанных с неразглашением коммерческой тайны.

При выявлении вышеперечисленных правонарушений или намеренного несоблюдения норм законодательства происходит увольнение сотрудника с данной должности по соответствующей статье ТК РФ. За все нарушения предусмотрены дисциплинарные наказания,размер которых зависит от степени нанесенного ущерба работе организации.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Как контролировать расходование алиментов?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector