Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опека попечительство и охрана прав детства

Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав детей

Последние изменения: Январь 2021

Государственные органы попечительства призваны обеспечить граждан страны защитой в случае наступления негативных событий и берут на себя функции надзорного органа, который заботится о несовершеннолетних и лицах, нуждающихся в помощи. Чтобы пользоваться полнотой гражданских прав, предстоит изучить полномочия органов опеки, их обязанности и подконтрольность вышестоящим ведомствам.

Органы опеки и попечительства – что это?

Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать. ООП действует на территории всей Российской Федерации и подчиняется нормам законов, разработанных для регуляции данной сферы правоотношений.

В зависимости от величины населенного пункта в нем может находиться отдел ООП или отсутствовать. В небольших поселениях и городах функции опекунской службы на себя могут брать местные органы самоуправления.

Органы опеки находятся в постоянном контакте с иными государственными структурами. В своей деятельности они тесно взаимодействуют с организациями следующего типа:

  • Социальные.
  • Образовательные.
  • Медицинские.
  • Жилищные и иные.

Эти структуры выполняют некоторую часть функций ООП.

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

Вместе с тем несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными – это также субъекты опеки и попечительства.

Обязанности органов опеки

Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Защита прав детей в России относится к числу важ­ных проблем государственного значения.

Читать еще:  Должностная инструкция врачатерапевта участкового

К решению дан­ной проблемы подключаются различные государствен­ные и общественные структуры. Особое место среди них занимают органы опеки и попечительства в силу того, что их функции связаны с решением проблем каждого кон­кретного ребенка.

В России растет число детей, по каким-либо причинам оставшихся без попечения родителей(около 2 млн. бездомных в возрасте до 17 лет и 678 тысяч детей, оставшихся без роди­тельского попечения).

По официальным данным, в 2014 г. выявлено 113243 ребенка, которые остались без родительского попечения, в 2015 г. таких детей было выявлено 105534, а в 2016 г. — 110930 детей. В 2017 г. вновь наметилась тенденция роста числен­ности детей, оставшихся без родительского попечения, и за этот год их выявлено 113 9135.

Количество преступлений, совершаемых несовершенно­летними, во многом обуславливается ростом числа безнадзор­ных и беспризорных детей, над которыми необходимо устано­вить опеку или попечительство.

Роль органов опеки и попечительства в системе защиты прав несовершеннолетних

Более того, полномочие органа опеки и попечи­тельства на отобрание ребенка из семьи без судебного решения было предметом оценки Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации, которые не усмотрели в существующей адми­нистративной процедуре отобрания ребенка у родителей нарушения прав и законных интересов, как родителей, так и детей.

В частности, Европейский суд по правам человека от­метил, что ст. 77 СК РФ сформулирована в общих выраже­ниях и предусматривает широкую дискрецию администра­тивного органа относительно оснований для отобрания детей. В то же время обстоятельства, при которых может возникнуть необходимость оперативной передачи ребенка под публичную опеку, настолько разнообразны, что все их невозможно закрепить в законе, а законность решения об отобрании проверяется су­дами.

Определение поня­тия «органы опеки и попе- Мирзаев 3. М. чительства» содержится в Гражданском и Семейном

кодексах Российской Федерации, а также Федеральном законе от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве«. Согласно указанным нормативным актам органами опеки и попечи­тельства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, органами опеки и попе­чительства являются органы местного самоуправления в слу­чае, если законом субъекта Российской Федерации они наделе­ны полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (ст. 34 ГК РФ). Ими могут выступать органы местного самоуправления поселений, городских окру­гов, муниципальных районов, внутригородских муниципаль­ных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют орга­ны опеки и попечительства (подп. 1.1 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Таким образом, закон ясно устанавлива­ет круг субъектов, которые наделены статусом органа опеки и попечительства с целым рядом соответствующих полномочий (ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». к пол­номочиям органов опеки и попечительства относится пред­ставление законных интересов несовершеннолетних граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), в случае если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат интересам по­допечных либо если опекуны или попечители не осуществля­ют защиту законных интересов подопечных. Таким образом, право и одновременно обязанность органов опеки и попечи­тельства на обращение в суд с заявлением в защиту прав несо­вершеннолетних прямо закреплены на уровне федерального закона.

Органы опеки и попечительства

Однако в нарушение этого положения законодательство разрешает передачу полномочий органов опеки и попечи­тельства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (в том числе детей, оставших­ся без попечения родителей), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных семейным законодательством формах, иным организациям: образовательным учреждениям, медицинским организаци­ям, организациям, оказывающим социальные услуги, орга­низациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. В системе устройства их можно обозначить как организации, содействующие органам опеки в их деятель­ности.

Органы опеки и попечительства в соответствии со свои­ми полномочиями, установленными Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», вправе также оспорить сделку купли-продажи недвижимости, по результа­там которой нарушены права несовершеннолетних детей.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства в целях представления законных интересов несовершеннолет­них детей вправе обратиться в суд с соответствующим з аявлением.

В настоящее время в Семейном кодексе Российской Фе­дерации предусмотрена обязанность органа опеки и по­печительства назначить представителя для защиты прав и интересов детей в случае противоречий между интересами родителей и детей (п. 2 ст. 64). По существу, речь идет именно о специальном представителе ребенка, представляющем его интересы вместо законного представителя. О временной пред­ставительской роли самого органа опеки и попечительства при конфликте интересов ребенка и его опекуна (попечителя) говорится в Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п. 8 ч. 1 ст. 8).

Читать еще:  Пример составления устава ООО для 2021 года

Полномочия назначенного органом опеки и попечитель­ства представителя ребенка могут реализоваться и в судопро­изводстве, и вне его рамок. Однако норма п. 2 ст. 64 СК РФ не согласована с положениями о представительстве, содержа­щимися в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, в котором о назначенном органом опеки и попе­чительства представителе ребенка не упоминается. Право суда назначить специального представителя ребенка вообще не предусмотрено российским законодательством.

Пытаясь решить этот вопрос, О. А. Егорова, в частности, предлагает предоставить органам опеки и попечительства право на осуществление последующего контроля. Такой кон­троль должен предусматривать полномочия органов опеки и попечительства выявлять жилые помещения, на которые дети приобрели право после совершения сделки, по отчуждению принадлежащего им жилого помещения; а в случае установ­ления факта нарушения прав ребенка, — обращаться в суд с требованием о признании такой сделки недействительной.

В настоящее время заявление на получение жилья детей -сиротам необходимо подавать в орган опеки и попечитель­ства, а также в орган местного самоуправления по месту жи­тельства.
С изменением федерального законодательства с января 2013 года расходные полномочия по обеспечению жильем де- тей-сирот исполняет регион, предоставляя им государствен­ное жилье, а также выделяя средства муниципалитетам на исполнение вступивших в силу судебных решений. Бремя фи­нансирования данной социальной программы легло на плечи субъектов Российской Федерации.

Роль органов опеки и попечительства в регулировании семейных отношений

Федеральное законодательство при предоставлении жи­лья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а так-же возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Со­гласно ст. 34 К РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Семейный кодекс, определяя компетенцию органа опеки и попечительства, не раз упоминает о его согласии (разреше­нии) при совершении действий, связанных с интересами ре­бенка. Например, на установление отцовства лицом, не состо­ящим в браке с отсутствующей матерью, требуется согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого со­гласия — суда (п. 3 ст. 48 СК). Поскольку речь идет об уважи­тельных причинах отсутствия (смерть, лишение родительских прав, признание недееспособной, невозможность установить место нахождения), постольку оправданна замена матери представителем органа опеки и попечительства. Изменение по совместной просьбе родителей имени, фамилии ребенка, не достигшего четырнадцати лет, допускается в соответствии с п. 1 ст. 59 СК с разрешения (согласия) органов опеки и по­печительства.

В этой связи считаем необходимым дополнить ст. 78 СК РФ третьим пунктом и закрепить в нем правило о том, что при привлечении к участию в деле о лишении или ограничении родительских прав орган опеки и попечительства обязан в слу­чаях, когда на то имеются соответствующие основания, предъ­явить в суд в интересах ребенка следующие требования:

  • о взыскании в пользу ребенка сумм компенсации мо­рального вреда и возмещения имущественного вреда, причи­ненного действиями или бездействием родителей;
  • о выселении родителей (одного из них), лишенных ро­дительских прав, из жилого помещения по основаниям, пред­усмотренным жилищным законодательством;
  • необходимо изменить название ст. 10 Федерального за­кона «Об опеке и попечительстве», поскольку в ней устанав­ливаются требования к опекунам(попечителям), особенности назначения нескольких опекунов одному лицу, одного лица опекуном нескольких подопечных: «Лица, имеющие право быть опекунами (попечителями)»;
  • дополнить ч. 4 ст. 13 данного закона следующим пред­ложением: «В заявлении родителей либо самого несовершен­нолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие потенциального опекуна (попечителя) на соответствующее назначение».

МАРИАНОВ Алихан Абдулаевич
кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

МИРЗАЕВ Закир Мукаилович
кандидат юридических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Читать еще:  83 МАТЕРИАЛЬНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

Органы опеки и попечительства

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления. Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Как оформить патронаж над дееспособным гражданином?

Для того, чтобы оформить патронаж над дееспособным гражданином, истец должен написать заявление в органы опеки и попечительства. Заявитель имеет право сам выбрать себе помощника.

Если же у человека нет родных или близких, которые могли бы обеспечить уход за ним, помощника ему подбирают органы опеки. Это должно быть сделано в течение месяца с момента подачи заявления.

Вместе с заявлением нуждающийся в патронаже предоставляет следующие документы:

  • копию паспорта;
  • выписку из домовой книги;
  • полис об обязательном медицинском страховании;
  • пенсионное удостоверение (если есть);
  • медицинское заключение об инвалидности или наличии серьезных заболеваний.

Помощник также должен собрать пакет документов:

  • паспорт;
  • справку с места работы, где указываются должность, размер зарплаты, наличие, а также количество командировок;
  • освидетельствование о прохождении медицинской комиссии;
  • письменное согласие стать патронажным помощником.

При выборе кандидата обращают внимание на такие его качества, как совершеннолетие, дееспособность, ответственность. Работник органов опеки не может стать патронатным помощником.


В обязанности помощника входит:

  • обеспечение бытовых потребностей патронируемого;
  • оплата его счетов;
  • защита имущества;
  • строгая отчетность перед подопечным и органами опеки.

Если органы опеки принимают положительное решение в пользу патронажа, с помощником заключается соглашение, подтверждающее его новые полномочия. Любые имущественные сделки заключаются только с согласия патронируемого, при этом ставятся в известность органы опеки.

Эксперт по семейному праву с 2010 года

Патронаж бывает безвозмездным или оплачиваемым. Выплаты производятся либо из доходов подопечного, либо из средств государственного бюджета.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector