Особенности оформления допуска к государственной тайне
Допуск к государственной тайне — необходимость, особенности оформления
Моя сестра устраивается на достаточно серьезную должность. В процессе выполнения своих трудовых обязанностей ей придется работать с серьезными людьми, решать внешнеполитические вопросы. Положительного результата в работе не добиться без доступа к тайным государственным сведениям.
Именно по этой причине одним из главных критериев при устройстве на работу является получение допуска к засекреченным сведениям. В статье я подробно опишу, что представляет данный документ. Дам ответы на такие важные вопросы, как:
- Категория сведений, относящихся к государственной тайне.
- Правила и особенности оформления документа.
- Основные формы оформляемого допуска.
- Время действия документа.
- Основания для прекращения документа.
Когда нужно получать разрешение
Все вопросы, которые связаны с ценными госсведениями, регламентируются на уровне законодательных актов. Информация о возможных кандидатах на выдачу разрешения, особенностях процесса оформления и т.д. указаны в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
Документ-допущение необходим при устройстве на работу на предприятие, деятельность которого связана с гостайной. При этом организация должна иметь лицензию на работу с такими сведениями. Это означает, что она:
- полностью обеспечивает безопасность ценных данных;
- использует защищенное от вторжений оборудование и программное обеспечение;
- управляется гражданами, которые прошли специальную аттестацию.
Получить допуск к государственной тайне необходимо только тому сотруднику, чья деятельность непосредственно с ней связана. Перед этим он обязан пройти проверку, затем по месту работы оформить разрешение. Только после того, как допуск будет получен, сотрудник может подписать трудовой договор с предприятием или приступить к выполнению тех обязанностей, которые связаны с тайными сведениями.
Распространение информации
Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну. Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне. Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах.
Прекращение доступа к гостайне или отказ в его предоставлении
Еще на стадии оформления документов на допуск к государственным секретам, гражданину могут отказать в его предоставлении. Такие же причины, но возникшие в процессе работы с информацией ограниченного распространения могут повлиять на продолжение допуска к ней.
Например, когда препятствием к продолжению работы становятся медицинские противопоказания, то исходя из тяжести формы заболевания и других факторов, может быть принято решение о продолжении работы с гостайной.
Помимо увольнения, основаниями для прекращения доступа (отказа в его предоставлении) могут быть:
ограничение дееспособности;
Система защиты важной для безопасного функционирования государства информации, включает и ограничение доступа к ней. Претенденту на определенные должности необходимо собрать обширный пакет документов и дать свое согласие на проведение различных проверок, не только в отношении себя, но и своего ближайшего окружения. При этом нужно быть готовым к тому, что в допуске к государственной тайне может быть отказано.
Вместе с тем, некоторые группы граждан получают доступ к секретной информации в упрощенном порядке. Это связано с их профессиональной деятельностью. Однако они также обязаны не разглашать такую информацию.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «О безопасности» и «О государственной тайне» (ст. 3 Закона «О государственной тайне») [1] .
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне (ст. 5) [1] .
На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.
Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения (ст. 7):
- После прочтения уничтожить
- Выписки не делать
- CC/ОП (Совершенно Секретно. Особая Папка)
- ОП (Особая Папка)
- ОВ (Особой Важности)
- СС (Совершенно Секретно)
- С (Секретно)
- За пределы учреждения не выносить
- ДСП (Для служебного пользования)
- НДП (Не для печати)
- Рассылается по специальному списку
- Для научных библиотек
- Документы внутриведомственного пользования
- Документы междуведомственного пользования
- Секретная информация
- Гриф секретности
- Государственная тайна
Степени секретности [ править | править код ]
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие разглашения данных сведений. Устанавливаются 3 степени секретности сведений и соответствующие им грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Рассекречивание сведений [ править | править код ]
Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:
- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны [2] .
Ограничения [ править | править код ]
Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, могут быть частично ограничены в своих конституционных правах. Ограничения могут касаться: права свободного выезда за пределы РФ, права на распространение информации, права на использование открытий и изобретений, права на неприкосновенность частной жизни. Такие ограничения могут быть установлены органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну, а также при проведении проверочных мероприятий.
Должностные лица, допущенные к государственной тайне в Российской Федерации [ править | править код ]
Должности, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, содержатся в перечне, утверждённом Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп [3] :
- Председатель Правительства Российской Федерации
- Генеральный прокурор Российской Федерации
- Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
- Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
- Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
- Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
- Председатель Следственного комитета Российской Федерации
- Федеральный министр
- Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Председатель Счетной палаты Российской Федерации
- Председатель Центрального банка Российской Федерации
- Президент Российской академии наук
- Руководитель (директор) федеральной службы
- Руководитель (директор) федерального агентства
- Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Руководитель организации, наделенной в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности
Органы УФССП РФ в разных регионах: Московская область,
Ярославская область, Калининград, Владмирская область, Костромская и другие
Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. [4]
Особенности защиты диссертаций с использованием секретных сведений
Как мы уже отметили выше, при использовании государственной тайны в научных работах, сам проект автоматически попадает под действие норм гостайны и не подлежит разглашению, открытому доступу.
Защита такой диссертации будет проходить в особом порядке. В структуру Диссовета будут включены лишь те лица, которые разбираются в теме исследования и имеют доступ к гостайне, располагают актуальными и важными сведениями и пр.
Как происходит защита диссертации в которой использована засекреченная информация?
Притом автор научной работы обязан уведомить Диссовет о том, что проект содержит секретные сведения. Сделать это можно при помощи специального ходатайства, которое ограничит круг лиц для ознакомления и оценки проекта.
Непосредственно в день защиты в числе экзаменаторов будут присутствовать только те эксперты, которые имеют доступ ко всей необходимой информации и могут заверить ее подлинность, достоверность и правильность интерпретации.
После защиты все материалы, относящиеся к государственной тайне, продолжают храниться в «особом режиме» и не подлежат разглашению.
Социальные гарантии для лиц, допущенных к государственной тайне
Поскольку допуск к государственной тайне ограничивает лицо в ряде его прав, то в качестве компенсации законодательством ему устанавливаются дополнительные льготы.
Они распространяются как на работников, допущенных к государственной тайне, так и в отношении сотрудников организации, обеспечивающих ее защиту.
Предусмотренные законодательством гарантии в себя включают:
прибавку к заработной плате в зависимости от условий доступа к государственной тайне и стажа работы;
- преимущественное право оставления на работе при реорганизации предприятия или сокращении его штата.
Что касается надбавок к заработной плате, то правила их выплаты установлены в Постановлении Правительства РФ от 18.09.2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
В зависимости от вида доступа к государственной тайне размер надбавок к окладу может составлять:
- Для работников, допущенных к информации со степенью «особо важно», от 50 до 75 %;
- Для работников, допущенных к данным со степенью «совершенно секретно», от 30 до 50 %;
- Для работников, имеющих допуск к информации с грифом «секретно», от 5 до 15%.
Сотрудники подразделений, на чьих плечах лежит защита государственной тайны, дополнительно к указанным выше имеют право на такие надбавки к окладу:
- при периоде работы от 1 до 5 лет – 10 %;
- при стаже от 5 до 10 лет – 15 %;
- при времени работы свыше 10 лет – 20 %.
Все вышеуказанные надбавки включаются в фонд оплаты труда.