Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовой режим земель водного фонда

Что такое земли водного фонда?

Все земельные территории в стране можно условно разделить на те, которые в большей степени используются, и те, которые в большей степени охраняются.

Земли водного фонда относятся ко второй категории территории, считаются землями особо назначения и охраняются государством для обеспечения гражданам права на благоприятную окружающую среду.

К таким землям относятся водные объекты, а также различные здания и сооружения, их обслуживающие.

Недвижимость имеет особый правовой режим и может эксплуатироваться только по строго ограниченному перечню видов разрешённого использования, установленных законодательством.

Земли водного фонда – это

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.

Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.

Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.

Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.

Каким образом взаимодействуют между собой законодательство двух сфер (водное и земельное), можно увидеть, рассмотрев регулирование, применение и охрану отдельно располагаемых водных объектов.

Что такое земли запаса?

Что относится к землям лесного фонда, читайте тут.

В перечень объектов, участвующих в водных отношениях, относят и группу обособленных водных объектов. Они представляют собой водоемы искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь и характеризующиеся непроточностью, у которых отсутствуют какие-либо соединения с иными видами водных объектов, располагаемых на поверхности.

Обозначение отдельно размещенного водного объекта — крайне важный фактор в установлении режима его применения. К примеру, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, запрещено осуществление приватизации участков, размещенных в черте береговой полосы, которая устанавливается с учетом требований Водного кодекса Российской Федерации, а также участков, с расположенными на них прудами, обводненными карьерами (объектами обособленного вида), в пределах территорий общего использования.

Владельцы участков земли имеют полное право в предусмотренном законодательством порядке в личных целях эксплуатировать располагаемые на их участках водоемы подземного расположения и отдельно размещенные объекты (к таким можно отнести пруд или обводненный карьер), а также выполнять работы по строительству прудов и других водных объектов, с учетом установленных требований законодательства: экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других.

Водные объекты относятся к федеральным владениям. Такие объекты как: карьеры обводненного типа, пруды, располагаемые в пределах участков отнесенных к владениям субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пребывают в собственности последних, если обратные положения не предусмотрены в законах.

Не допустимо отчуждение объектов без сопутствующего отчуждения вместе с ними и земли, в пределах которых они размещены. Участки не могут быть разделены, если при таких действиях потребуется разграничение карьера обводненного типа или пруда.

Категория земель водного фонда – целевое назначение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности. Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира. Здесь устанавливаются специальные защитные береговые линии, запрещается распахивание земельных участков, рубка леса, расположение ферм для ведения животноводческой деятельности и т.д.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.
Читать еще:  Как Оформить Землю В Снт В Собственность

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

При возникновении вопросов, касающихся использования земельных участков, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Обратитесь к эксперту в специальном окне.

Таким образом, правовой режим земель водного фонда подразумевает ряд ограничений. Изменение категории возможно только после проведения экологической экспертизы.

Принципы перевода и вывода из фонда

Правовой режим земель водного фонда устанавливают с учётом того, чтобы как можно больше таких территорий было в федеральном владении. Частному или аналогично юридическому лицу, а также муниципалитету можно передавать в собственность только небольшой водоём или пруд с прилегающей территорией, если она принадлежит данным лицам на частной основе. Российское законодательство на сегодняшний день предусматривает возможность принудительного отчуждения такого имущества для нужд государства, например, когда отдельные земли, находясь в разной собственности, не могут существовать порознь.

В соответствии с нормами Федерального действующего сегодня закона №172, земля, документально находящаяся в реальной собственности не государственных структур, может быть вполне законно изъята и в процессе переведена в иную категорию. То есть, изначально земля, которая не относилась к водному фонду, может быть причислена к нему и впоследствии изъята, если это необходимо для государства. Разумеется, для владельца, у которого изымается его недвижимость, предусмотрена финансовая компенсация. Перед этим собственника обязательно уведомляют о подобном решении заранее и официально, как того требует тот же Федеральный закон.

Что можно и нельзя делать на водных территориях

  • строить на берегу здания для нужд населения: обеспечение питьевой водой, создание прогулочных зон и мест отдыха, строительство офисных зданий;
  • возводить объекты обеспечения хозяйственной деятельности: насосные станции для полива полей, хозяйственные корпуса для рыбоводства, птичники и тд.;
  • возводить дома ИЖС;
  • пользоваться поверхностью воды в целях создания порта, мест хранения плавсредств, водных станций и тд.;
  • использовать толщу воды для выращивания рыб, культивирования полезных водных растений и тд.
  • делать из водных объектов хвостохранилища, отстойники, отходники любых веществ и предметов;
  • создавать на прибрежной территории свалки;
  • сливать стоки промпредприятий и отходы от ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • прокладывать нерегулируемые дороги, подъезжать на автомобиле к кромке воды;
  • мыть автотранспорт на прибрежной территории с использованием воды гидроучастка, а так же привезённой водой;
  • создавать близ кромки воды места хранения вредных веществ, агрессивной химии, ГСМ.

Пользоваться водными объектами можно только в соответствии с законом. Каждый тип объекта имеет список разрешённых типов использования, характерных для конкретной территории.

Есть три пояса территории по возможностям её использования:

  • строгий режим – земля вокруг гидротехнических сооружений и источников обеспечения водой. Находиться на этой территории может только собственник (обычно – представитель муниципалитета, осуществляющий контроль над объектом);
  • зона ограничения – территория прибрежной полосы. Строительство объектов возможно лишь после получения санитарного разрешения;
  • зона наблюдения – близкая к воде территория. Здесь повышенное внимание уделяется контролю за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием: чтобы в воду не попали источники заражения или загрязнения, которые скажутся на благосостоянии граждан.

Административная и даже в некоторых случаях уголовная ответственность предусмотрена за следующие виды запрещённого использования водных ресурсов:

  1. проникновение на запрещённую зону (особо охраняемая);
  2. пахота в водоохранной зоне;
  3. несанкционированная вырубка леса;
  4. устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;
  5. ведение фермерского хозяйства;
  6. загрязнение территории ядовитыми химическими соединениями, в том числе, удобрениями;
  7. загрязнение или нарушение функционирования подземных вод;
  8. организация сброса ядов в воду.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил использования водоохранной территории возлагается на:

  • самих граждан-водопользователей;
  • муниципалитеты;
  • региональные и федеральные службы мониторинга.

Содержание водных ресурсов в чистоте и экобезопасности – первостепенная задача для государства, так как чистая вода относится к жизненно-важным ресурсам. Потеря источника пресной воды зачастую оказывается невосполнимой, а внедрение в морские экосистемы может обернуться экологической катастрофой региона.

Водоохранные зоны

Для удобной организации охраны специальных зон земель водного фонда их разделили на несколько групп – поясов. Составляется карта, где выделяются эти площади.

  • Первый пояс подразумевает строгий режим охраны. Обычно он устанавливается там, где действует водозабор, работают водопроводные сооружения. На территорию такой зоны запрещен вход посторонним лицам, которые могут ухудшить качество воды для населения.
  • Пояс второй и третий – это те площади, на которых выполняются мероприятия по защите водных источников от загрязнения.

Смотрите видео: Водоохранные зоны: что нельзя?

Правовой режим земель водного фонда

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Правовой режим земель водного фонда
Рогачева Екатерина, Кириллова Татьяна
БкЮ-303

Описание слайда:

Земли водного фонда

Согласно ст. 1 Водного Кодекса РФ
от 03.06.2006 N 74-ФЗ водный фонд –
это совокупность водных объектов в
пределах территории Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ к землям водного фонда относит земли:
покрытые поверхностными
водами, сосредоточенными
в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и
иными сооружениями,
расположенными на водных
объектах.

Описание слайда:

На таких землях
не осуществляется образование земельных участков (ст. 102 ЗК РФ).
К поверхностным водным объектам относятся:
моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
водотоки (реки, ручьи, каналы);

Читать еще:  Должностная инструкция столяра мебельного производства

Земли, покрытые поверхностными
водами, сосредоточенными
в водных объектах
водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
болота;
природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
ледники, снежники.

Описание слайда:

Земли, занятые гидротехническими и
иными сооружениями,
расположенными на водных
объектах.
Водные объекты и соответствующие
земельные участки могут быть
использованы для размещения таких сооружений, как:

причалы,
судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения,
насосные станции,
дамбы, берегозащитные сооружения
мосты,
подводные и подземные переходы,
очистные сооружения,
плотины,
водосбросы,
и другие гидротехнические сооружения

Описание слайда:

Нормативно-правовая база
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая, вторая)
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N136-ФЗ

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов»

Описание слайда:

Основные собственники земель водного фонда
Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водный объект: земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект.
Право собственности на земли водного фонда
Частная
Государственная
Муниципальная

Описание слайда:

Государственная собственность
Водный Кодекс РФ ст. 8:
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты.
Исключение
Муниципальная/
частная

Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностны ми водными объектами (замкнутые водоемы).

Описание слайда:

Ст. 7 Федерального закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»
Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

2. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.

3. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

4. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

Описание слайда:

Особенности правового режима
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст.35 ВК РФ).
Цели использования и резервирования земель;
Бассейновый принцип;
Влияние режима водных объектов;
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на них: право долгосрочного пользования, право краткосрочного пользования и водный сервитут;
Водный сервитут — это право ограниченного пользования третьими лицами водным объектом, предоставленным в долгосрочное или краткосрочное пользование. Оно возникает в силу договора либо (в случае спора) на основании судебного решения (ст.43 ВК).
Право пользования водными объектами возникает на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным (ст.58 ВК РФ).
Договор пользования водным объектом считается заключенным с момента его регистрации специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Водные объекты исключены из состава объектов недвижимости. В качестве объектов вещных и обязательственных прав, в том числе возникающих из гражданско-правовых сделок, они могут выступать только в составе земельных участков.
Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из закона.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользовани предназначается для общего пользования.

Описание слайда:

Ограничения права собственности
Основные ограничения: возложение на собственников и пользователей земель водного фонда обязанности по охране данных земель:
— мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений;
— водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране вод­ных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами;
— дополнительные требования по отдельным категориям водных объектов (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.);
— установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения.;
придание водному объекту и (или) прилегающей к нему территории особого эколого-правового статуса по причине его уникальности и ценности (водоохранные зоны, особо охраняемые водные объекты) либо статуса зоны экологического бедствия;
— установление видов запрещенной деятельности в пределах водоохранной зоны.

Читать еще:  Топ8 инженерных специальностей с отличными перспективами
Описание слайда:

Особенности ответственности за нарушение правового режима
В Уголовном кодексе РФ непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать статьи 250 и 252 УК РФ (о загрязнении вод и загрязнении морской среды).
В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.
Согласно статье 252 УК РФ загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Описание слайда:

В главе 7 и 8 КоАП РФ предусматриваются собственно водные правонарушения:
— ст. 8.9 — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;
-ст. 8.12 — нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;
— ст. 8.13 — нарушение правил охраны водных объектов;
— ст. 8.14 — нарушение правил водопользования;
— ст. 8.15 — нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
-ст. 8.2 — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
— ст. 8.3 — нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;
— ст. 8.6 — порча земель;
— ст. 7.6 — самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий;
— ст. 7.7 — самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
— ст. 7.10 — самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом

Описание слайда:

Судебная практика
Дело № 2-1067 (2016) 14 октября 2016 года Арский районный суд Республики Татарстан

Прокурор Арского района Республики Татарстан обратился в суд с иском к Валиуллину З.Г., Палате имущественных и земельных отношений Арского муниципального района РТ о признании договора купли- продажи земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки и о сносе самовольной постройки.

07.10.2013 года палатой имущественных и земельных отношений Арского муниципального района проведены торги (открытый аукцион) по продаже земельного участка , разрешенное использование для сельскохозяйственного использования. Победителем аукциона признан Валиуллин З.Г., с которым 17.10.2013 заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.11.2013. В состав указанного земельного участка входят водные объекты общего пользования: участок левого притока реки Нурминка (бассейн реки малая Меша), родник питьевого водоснабжения. Левый приток реки Нурминка (безымянный ручей) имеет гидрологическую связь с рекой Нурминкой, так как впадает в реку Нурминка.
В свою очередь, река Нурминка состоит в водном государственном реестре. Указанный родник питьевого водоснабжения является муниципальной собственностью Старочурилинского сельского поселения.

Описание слайда:

https://rospravosudie.com/court-arskij-rajonnyj-sud-respublika-tatarstan-s/act-534844787/
Таким образом, палатой имущественных и земельных отношений Арского муниципального района Валиуллину З.Г. передан в собственность земельный участок вместе с водными объектами общего пользования.
Валиуллиным З.Г. на спорном земельном участке осуществлена самовольная постройка объекта капитального строительства. Согласно информации исполнительного комитета Арского муниципального района разрешение на строительство данного объекта не выдавалось.
Указанные факты нарушают права неопределённого круга лиц на беспрепятственный доступ к водным объектам, а также интересы Российской Федерации, поскольку часть водных объектов незаконно перешли в собственность Валиуллина З.Г.
В настоящее время ответчиком Валиуллиным З.Г. спорный земельный участок разделен на 2 земельных участка, на одном из них расположены водные объекты с их береговой полосой, а на другом земельном участке водных объектов не имеется.

Решение :
Иск прокурора Арского района Республики Татарстан был удовлетворен частично.
Признан недействительным договор купли- продажи № от 17 октября 2013 года, заключенный между Палатой имущественных и земельных отношений Арского муниципального района и Валиуллиным З. Г. в части купли- продажи земельного участка н, на котором расположены водные объекты.
В удовлетворении остальной части иска было отказано.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector