Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие инклюзивного образования в России

Что такое инклюзивное образование и в чем его преимущества? Отвечают благотворительные фонды и Институт проблем инклюзивного образования

Подписаться:

Поделиться:

ВЦИОМ совместно с фондом «Обнаженные сердца» и ассоциацией «Аутизм-Регионы» провел опрос, согласно которому 59% россиян не знают, что такое инклюзивное образование. «Собака.ru» поговорила с президентом фонда «Обнаженные сердца» Асей Залогиной, проректором по инклюзивному образованию МГППУ Светланой Алехиной и куратором детского проекта «Антон тут рядом» Дианой Рехвиашвили о том, почему многие неправильно определяют значение этого понятия, как инклюзивное образование устроено в Петербурге и в чем заключаются его плюсы.

Инклюзивно образование — форма обучения, которая позволяет каждому человеку независимо от интеллектуальных, физических, эмоциональных, языковых и других особенностей заниматься в образовательных учреждениях.

Ася Залогина

Президент фонда «Обнаженные сердца»

О выводах исследования

Главный вывод — инклюзивное образование пока остается «новинкой» для многих респондентов. Информированность о термине «инклюзивное образование» низкая — 59% россиян впервые услышали понятие от интервьюера ВЦИОМ, а еще 16% — затруднились ответить. Каждый пятый слышал про инклюзивное образование (24%), но только каждый десятый (11%) смог дать верный ответ: инклюзивное образование — совместное обучение обычных детей и детей с особенностями развития.

Возможно, это связано с тем, что во многих школах пока не обучаются дети с особенностями развития, и соответственно у людей нет личного опыта взаимодействия с детьми с особыми потребностями и их семьями. При этом количество детей с особыми потребностями в России весьма значительно (например, по оценкам Минздрава только детей с аутизмом в России свыше 300 000 человек).

Часть респондентов боится инклюзивного образования и считает, что учителя не готовы к нему. При этом большинство понимает, что, если учитель умеет работать с детьми с особенностями, значит он будет лучше заниматься со всеми учениками. К сожалению, нередко случается так, что в школу приходят дети с особенностями развития, но за ними не следует дополнительных ресурсов поддержки. В результате ребенок находится в обычном классе, учитель не представляет, что с ним делать, а родители нейротипичных школьников выражают возмущение, что ребенок мешает учиться их детям. Это не имеет никакого отношения к инклюзии!

Как все устроено на практике?

Практика показывает, что если в школе начинается программа инклюзивного обучения, то она положительно влияет на всех детей. В России и за рубежом родители хотят водить своих детей, скорее, в прогрессивные школы с инклюзивным образованием, нежели в отсталые учреждения, не принимающие отличающихся детей. Если школа требует от ребенка быть «стандартным», это означает, что и типично развивающимся детям там трудно проявить свою индивидуальность.

Частый страх всех людей — боязнь незнакомого, другого. Именно поэтому дети с особенностями в развитии могут стать изгоями в школе. Инклюзия помогает осознать тот факт, что все люди разные, и это нормально. Работающая инклюзия воспитывает терпимость и доброту, а для детей с особенностями — это возможность равняться на успевающих.

Светлана Алехина

Проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования

Как устроено инклюзивное образование в России?

Инклюзивное образование закреплено законом «Об образовании в Российской федерации». Наша страна сделала это, потому что в 2012 году мы ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов и показали всему миру, что берем обязательства — исполнять требования документа и делать инклюзивное образование приоритетным.

Уже через четыре года вышли федеральные образовательные стандарты, регулирующие образование детей с ограниченными возможностями в разных условиях, в том числе совместно с другими обучающимися. Психолого-медико-педагогические комиссии определяют, какие специальные образовательные условия нужны для ученика с ОВЗ (прим. ред. — ограниченными возможностями здоровья) и инвалидностью, по какой программе нужно его обучать. Каждая образовательная организация обязана выполнить рекомендации этой комиссии — создать все необходимые условия для обучения, коррекции и развития ученика. Особая роль принадлежит родителям детей — без их согласия школа сегодня не сможет выполнить своей задачи.

С какими проблемами мы сталкиваемся?

Ключевыми проблемами являются: первое — нехватка знаний и компетенций у педагогов (не все сегодня знают, как обучать и включать детей с инвалидностью в детский коллектив), второе — нехватка технических средств, ассистивных технологий, третье — очень узкое понимание понятия «инклюзивное образование». На самом деле весь мир рассматривает его как образование, которое удовлетворяет потребности разных детей (будь то ребенок, не владеющий русский языком или инвалид, или мигрант, неважно). Главное, чтобы могли адаптировать среду и программы, оказать поддержку всем кто в ней нуждается. Этот конфликт между узким понятием «инклюзия — образование для инвалидов» и широким понятием «инклюзия — идея, обеспечивающая разнообразие и право любого человека на индивидуальное отличие» влияет на педагогов и общество в целом. Учитель будет более эффективен, если сконцентрируется на индивидуальных особенностях ученика, а не на маркерах и статусах, которые даны ему, чтобы оказать ему социальную и экономическую поддержку.

Идея включающего общества владеет просвещенными умами всего мира и влияет на политику и экономику стран. Вопрос страха поднимается тогда, когда у человека нет инклюзивного опыта, он не знает, как взаимодействовать с людьми с ОВЗ (прим. ред. — ограниченными возможностями здоровья). А у родителей детей с инвалидностью — это страх за их будущее. Психологическая матрица инклюзии очень сложна по своему содержанию. Людям свойственно бояться того, что они не знают. Наши эмоции выполняют функцию оценки, именно через них люди определяют характер ситуаций, в которые попадают. Чем больше мы будем открыто говорить об инклюзивном образовании в нашем обществе, тем меньше будет страхов у людей.

Диана Рехвиашвили

Куратор детского проекта БФ «Антон тут рядом»

О подмене понятия

В прошлом году команда ресерчеров фонда «Антон тут рядом» провела исследование жизненного маршрута ребенка с РАС (прим. ред. — расстройствами аутистического спектра) в Петербурге. Во время этой работы мы столкнулись с подменой понятий: говоря о минусах инклюзии, педагоги и родители зачастую описывают вовсе не инклюзию, а интеграцию. Интеграция не предполагает подготовленности среды, а означает, что ребенку с особенностями развития открыт доступ в образовательное учреждение. Однако практически никакой подготовительной работы не проводится. Отсюда различные проблемы: профессиональное выгорание педагогов, дискомфорт детей, как с особенностями развития, так и «обычных», повышенная тревога родителей и снижения качества полученных знаний. Отдельно стоит проблема, которую озвучили почти все участники процесса, — отсутствие системной поддержки педагогов, работающих с особыми детьми.

Читать еще:  Формула и характеристики коэффициента фондоемкости

Что с инклюзивным образованием в Петербурге?

С принятия новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» прошло уже почти девять лет, и мы можем сказать, что далеко не все ожидания оправдались. С одной стороны, отлаженных механизмов инклюзии в Петербурге все еще нет. С другой — благодаря заинтересованности отдельных директоров школ, заведующим детскими садами и педагогов появляются инклюзивные маршруты. Правильнее будет сказать, что в Петербурге существуют «островки инклюзивного образования»: например, дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, ресурсные группы в детских садах или частные образовательные учреждения. В этом году в нашем фонде открылся инклюзивный детский центр, который посещают нормотипичные дети, дети с РАС (прим. ред. — расстройствами аутистического спектра) и другими особенностями развития. Однако всего перечисленного совершенно недостаточно для осуществления инклюзивного образования для всех детей в нашем городе. Важным звеном инклюзии является тьютор — сопровождающий особого ребенка. Вопрос с обучением, трудоустройством, должностными обязанностями и супервизией тьюторов зачастую вызывает трудности и добавляет препон на пути включения ребенка с особенностями развития в процесс обучения и социализации.

О плюсах инклюзии

Это просто нормально — быть вместе, не лишая никого возможности учиться, дружить, выходить из дома и проводить время вне семьи. Все дети, участвующие в процессе инклюзии, имеют преимущества. Нормотипичные дети учатся более эффективной и разнообразной коммуникации, развивают свой эмоциональный интеллект, эмпатию и способность получать знания и работать не только в тишине и предсказуемости, но и в условиях, приближенных к реальной жизни.

Осуществление инклюзии в ее истинном значении способно развеять мифы и страхи общества. Когда мы видим, что человек, нуждающийся в разной дополнительной помощи, ее получает, уменьшается общее ощущение тревожности, страха болезни и потери трудоспособности. Мы начинаем меньше бояться людей непохожих на нас, что влечет за собой снижение уровня агрессии и дискомфорта. К тому же, когда мы с детства видим рядом людей, чьи достижения и возможности сильно отличаются от наших, значительно меньше боимся неуспеха и отверженности.

Инклюзивное образование как одно из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения

Богдашкина В. Д., учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Рузаевского муниципального района

Аннотация. В статье идет речь о роли инклюзивного образования в среде деятельности образовательного учреждения на этапе модернизации современного образовательного процесса. Анализируются технологии и стратегии организации включения детей с ограниченными возможностями здоровья в совместное обучение.

Ключевые слова: инклюзивное образование, модернизация современного образования, социализация.

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует понятие «инклюзия», которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения [6, с. 11]. Инклюзивное образование предоставляет таким детям возможность удовлетворить свои потребности в развитии независимо от физических и умственных способностей. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного качественного образования.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья – это новое приоритетное направление, которое затрагивает основы системы образования. Следует уже на этапе модернизации современного образовательного процесса заложить основы инклюзивного образования, рассмотрев все ресурсы, направленные на обеспечение равноправия обучающихся, на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения и участия во всех делах коллектива детского сада, школы, университета, и возможные риски в его реализации, состоящие в массовом переходе к инклюзивному обучению по единому плану и принципам, без подготовки участников образовательного процесса, без учета специфики образовательного учреждения. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность.

Принцип инклюзивного образования заключается в том, что все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе [5]. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.

Существенный вклад в разработку инклюзивного образования внесли С. В. Алехина, Е. А. Воронич, Т. П. Дмитриева, Н. Я. Семаго, в чьих трудах отражены основные принципы инклюзивного обучения, главные из которых ценность личности, право на общение, взаимодействие с другими членами социума.

В России разработаны правительственные нормативные документы, регламентирующие деятельность инклюзивных образовательных учреждений. На сегодняшний день современная концепция образования и воспитания направлена на создание условий развития активной, творческой личности, готовой делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны, быть субъектом собственной жизни. Погружение подростков с ОВЗ в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Таким обучающимся необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества, проявление индивидуальности. Для многих из них – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические и профессиональные навыки. Эти навыки могут быть не только досугом, но и делом всей их жизни. Поэтому важным аспектом и целью является «путь социализации» – приобщения к обществу [3].

Читать еще:  Образец профстандарта слесаряэлектрика в 2021 году

В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах-интернатах».

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.

Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.

Литература

1. Конвенция ООН о правах ребенка. – М., 1993.

2. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова. – М., Сфера, 1996.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4. Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярс., Акад. Развития, 1996.

5. Сабельникова, С. И. Развитие инклюзивного образования/ С.И. Сабельникова//Начальная школа. – 1993. – № 2.

Инклюзивное образование 2021:

Сегодня перед всеми участниками процесса становления инклюзивного образования в России существуют две основные задачи — обеспечение доступности здания и его внутреннего пространства и создание необходимой материально-технической базы. Если рассматривать решение первого вопроса, то здесь функции специалистов «Исток Аудио Меда» заключаются в подборе такого комплекта оборудования, который позволил бы ученику с любыми видами нарушений (зрение, слух, ОДА) беспрепятственно войти в школу, самостоятельно найти свой класс, столовую или санитарную комнату. Для этих целей имеется достаточно большой ассортимент продукции: пандусы, мобильные подъемники, противоскользящие покрытия, поручни, информационно-тактильные таблички и мнемосхемы, системы вызова помощника, системы навигации и информационные терминалы, информационные системы. Такое оснащение помогает ребенку без особых проблем попасть в учебное заведение и комфортно в нем находиться и передвигаться.

Что касается материально-технической базы (обеспечения доступности самого образовательного процесса), то «Исток Аудио Мед» оснащает образовательные учреждения различными типами рабочих мест для учеников с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата. Причем эти рабочие места максимально адаптированы для соответствующего вида нарушения. Например, школьнику с ДЦП гораздо удобнее будет заниматься, сидя за специальной партой. Кроме этого, в ассортименте продукции компании есть FM-системы индивидуального и коллективного пользования, акустические системы для актового зала, информационные системы и многое другое. «Исток-Аудио» помогает оптимизировать пребывание детей в школе и после уроков, например, для столовых — специальная посуда, для групп продленного дня — игровые пособия (тактильные шашки, шахматы, развивающие комплексы). Большой популярностью пользуются сенсорные комнаты — особым образом организованные и оформленные помещения, безопасные и интересные для ребенка и взрослого. Они рекомендованы ученикам с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата для нормализации психологического и эмоционального состояния.

Мы уже говорили о том, что в каждом регионе РФ формируется свой перечень оборудования, поэтому сотрудники отдела инклюзивного образования всегда индивидуально подходят к реализации поступающих заявок; в любых ситуациях стараются сделать так, чтобы образовательные учреждения получили именно ту мебель и вспомогательные технические устройства, которые им действительно необходимы. Отрадно видеть, что многие школы, детские сады, колледжи и ВУЗы стараются закупить современное оборудование, они заблаговременно готовятся к тому, что к ним придут «особые» ученики, они хотят быть уверенными в том, что ребята будут чувствовать себя комфортно на территории и внутри здания. Администрации учебных заведения заранее стараются сделать так, чтобы каждому ребенку в детском саду или школе было удобно и комфортно, чтобы окружающая среда никоим образом не влияла на его успеваемость, а наоборот, стимулировала к развитию творческих способностей.

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Психология и педагогика инклюзивного образования

Советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что дети с ОВЗ не должны исключаться из общества детей, имеющих нормальное развитие, поэтому необходимо создать систему обучения, которая будет этому способствовать. В то время в коррекционной школе всё приспосабливалось к дефекту человека и ориентировалось на его недостатки, он жил в замкнутом мире и не видел реальной жизни. Благодаря Л.С. Выготскому, зародилась идея интегрированного обучения.

В 1940 году австрийский психиатр К. Кёнинг создал первое кэмпхиллское сообщество. Кэмпхиллские школы имели цель воспитывать детей, учитывая их потенциальные возможности. Он считал, что нормальным людям полезно находиться в обществе людей с ОВЗ. Это делает их менее эгоистичными и их коммуникативные навыки развиваются.

Плюсы и минусы инклюзивного образования в школе

Поскольку инклюзия предполагает взаимодействие нейротипиков с особенными детьми, то и преимущества тоже будут для обеих сторон данного процесса.

Прежде всего – адаптация к окружающему миру, к среде обычных людей. Иными словами, социализация проходит лучше. Общаясь со сверстниками, такие дети раньше осваивают социальные навыки, пусть на это им порой нужно больше времени. Они видят, как себя можно вести в обществе, а как нельзя, понимают, как можно, в случае чего, обратиться за помощью так, чтобы его поняли, а не испугались.

Читать еще:  Инструкция из 4 шагов для оформления дарственной

Второе преимущество – стимул к развитию в лице одноклассников. Известны случаи, когда, видя общение сверстников, ребята, испытывающие проблемы с речью, начинали говорить, поскольку у них было большое желание присоединиться к общению.

Следующий плюс касается обычных деток, их родителей и педагогов – снятие социальных барьеров, избавление от предрассудков (полное или частичное), касающихся людей с инвалидностью. Видя, как дети взаимодействуют между собой, как помогают тем, кому нужна помощь, как они получают удовольствие от общения, взрослые зачастую сами задумываются о своем отношении к проблеме инвалидности.

Самое интересное: дети, как правило, более открыты. Они пока не успели стать заложниками стереотипов, не научились вешать ярлыки и в своих сверстниках с особенностями развития видят прежде всего детей, и лишь следом идут их особые потребности. Многие учителя отмечают, что дети всячески стараются помочь своим необычным одноклассникам во всем, в чем нужно: от придерживания дверей в кабинетах до помощи с освоением той или иной темы. А если они с детства привыкли, что существуют люди с другими возможностями, то и во взрослой жизни будут легче воспринимать таких людей, чувствовать, когда им нужна помощь, а когда нет, и не будут томно вздыхать при виде костылей или инвалидной коляски.

Тем не менее, как известно, ничто не бывает идеальным, и потому даже в этой, казалось бы, не имеющей изъянов системе, есть свои недостатки. Но связаны они по большей части не столько с самим инклюзивным образованием, сколько со средой, в которую его пытаются внедрить.

Первый и, пожалуй, самый главный минус – отсутствие материальной и кадровой базы для осуществления инклюзивного образования. Да, закупается оборудование, да, строятся пандусы. Однако это происходит далеко не во всех школах. Что касается преподавательского состава, то у многих учителей представление о детях с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью очень часто искажено. Переподготовку проходят единицы, а новых, подготовленных кадров не хватает, равно как и ставок для дефектологов, логопедов и других специалистов. В итоге не все знают о специальных методиках ведения уроков для таких детей, кто-то чисто психологически не выносит такой нагрузки, поскольку не привык работать с такими детьми, а кто-то просто не знает обо всех особенностях психофизического развития особенных детей.

Во-вторых – отсутствие гибкости как в системе образования, так и в образовательных стандартах, которые не до конца приспособлены к инклюзивному образованию. Отсутствует четкая система оценивания особенных детей, отчего оценки либо завышены, потому что учителя уж слишком занижают планку, либо, наоборот, предъявляются требования, которым ребенок просто не в состоянии соответствовать.

Отдельно стоит сказать про учебные планы и образовательные программы. Они не всегда подходят для инклюзивного образования, зачастую отходят от государственных, из-за чего ребенок не в состоянии продолжать обучение. Довольно часто программы образования не в состоянии удовлетворить особые потребности в обучении, а иногда учебные планы и программы, в которые они включены, не соответствуют нормам ФГОС, поскольку сильно устарели.

Еще один недостаток заключается в том, что инклюзивное образование доступно не везде и, соответственно, не всем детям, что уже несколько противоречит самой идее инклюзивного образования – доступное обучение для всех детей, в независимости от их потребностей, возможностей и т. д.

Также не стоит забывать и о том, что живы еще в нашем обществе определенные стереотипы и заблуждения, отчего многие родители против того, чтобы их дети учились рядом с детьми с инвалидностью. Некоторые уверены, что ДЦП или аутизм заразны (и это, к сожалению, не шутка, даже в век Интернета) и что такие дети будут негативно влиять на их собственное дитя, затормаживая его прогресс в обучении.

Отсутствие общегосударственных правовых и финансово-экономических основ тоже является одним из препятствий на пути к повсеместному внедрению инклюзивного образования. Имеющихся на сегодняшний день документов недостаточно для регулирования всего спектра вопросов и проблем, возникающих в системе инклюзивного образования. В конце концов, если бы существовало достаточное количество законов, правовых актов, норм, то список с проблемами, с которыми сталкивается инклюзивное образование на сегодняшний день, был бы гораздо короче, поскольку четкая регламентация могла бы решить массу вопросов и устранить возникающие недопонимания.

Проблема инклюзии

На словах и на бумаге все звучит красиво и благородно. Однако нужно озвучить и то, что инклюзивное образование – это еще и ряд проблем, с которыми сталкиваются все участники процесса. Всю их совокупность можно разделить на 2 большие группы:

  1. ресурсные барьеры – отсутствие пандусов, подъемников, лифтов, компьютеров, мебели и другого специального оборудования, в котором нуждаются ученики с повышенными потребностями, а также специалистов по работе с ними. В нашей стране и для обычных школьников не всегда имеются полноценные условия, что говорить об инвалидах. Печально;
  2. социальные барьеры – делятся на 3 подгруппы:
    1. неприятие детей с ОВЗ со стороны сверстников, нетерпимость, нетолерантность. Чем младше ребенок, тем меньше его уровень эмпатии. Дети часто бывают жестокими в отношении других именно по этой причине;

    Отдельной проблемой в осуществлении инклюзивного образования можно выделить несовершенство государственной системы. Если быть точнее – исполнение законов, прописанных в Конституции, в отношении людей с ОВЗ.

    В теории родители детей с ограниченными возможностями имеют полное право прийти в любую школу по месту проживания, принести медико-педагогическое заключение, на основе которого их будут обязаны принять на обучение. На деле – в большинстве школ нет специалистов, подобной практики тоже нет, «ищите другое заведение».

    Есть только надежда, что идея (законная) об инклюзивном образовании будет продвигаться неравнодушными к этой проблеме людьми.


    Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector