Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С какого возраста дети становятся материально ответственны

Как воспитать ответственного ребенка

Самостоятельно оценивать ситуацию, делать выбор и отвечать за его последствия – все это по силам уже трехлетнему малышу, если, конечно, родители принимают решения вместе с ним, а не за него. А как действуете вы?

Ответственность за свои поступки – одно из важнейших качеств взрослого человека. По нему нас судят окружающие, оно напрямую влияет на нашу личную жизнь и карьеру. Однако зачастую родители уделяют воспитанию ответственности гораздо меньше сил и времени, чем обучению иностранному языку или игре на музыкальном инструменте. Многим мамам и папам кажется, что это умение придет само собой. Но… не приходит!

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.

Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:

а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.

– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

– Мы всегда убираем свои вещи на место.

2. Учим заботиться о семье

Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.

По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

3. Главное — это желание

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.

Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Программа «Предшкольная пора»

4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.

Читать еще:  Приказ на главного инженера строительной организации образец

Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

5. Перестаём критиковать

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.

Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий. Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

6. Создаем необходимые условия

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

7. Даём возможность разобраться ребёнку самому

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

8. Поощряем

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

9. Учим составлять график

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.

Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

Читать еще:  6 шаблонов для followup писем после собеседования

10. Стремимся стать хорошим примером

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.

Самостоятельность не равна ответственности

Мы уже упоминали кратко об этом, но стоит раскрыть этот нюанс более подробно. Если подросток умеет убираться, выгуливать собаку, готовить себе завтрак, читать книги, то это не означает, что он уберётся без вашего напоминания, каждое утро будет вставать для собачьего променада, листать литературу, заданную для домашнего изучения. Может – не означает обязательно сделает.

А ещё необходимо расставить приоритеты: собрать школьный рюкзак самому или предоставить эту возможность ребёнку, но тогда он опоздает в школу. Если для вас важен порядок, точное соблюдение всех норм, нежелание сталкиваться с дискомфортом, то придётся забыть о детской самостоятельности и ответственности. Ребёнок должен научиться принимать решение, сталкиваться с последствиями своего выбора. Это аксиома! Если хотите, закон мироздания.

Последствия заключения договора о материальной ответственности «не с тем работником»

Невыполнение требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанности возместить ущерб в полном размере, превышающем средний месячный заработок.

ПРИМЕР №1.

В результате транспортного происшествия — посадки на мель судна, учреждению причинен прямой действительный ущерб в размере 4 млн рублей. Названную сумму ущерба учреждение просило взыскать с бывшего работника (командира судна), который управлял судном.

Основными причинами затопления судна в заключении комиссии учреждения по результатам служебного расследования указаны:

  • действие непреодолимой силы — непредсказуемый характер ледохода на участке реки, где находилось судно;
  • основной причиной вынужденной стоянки судна является посадка на мель и невозможность уйти в безопасное место вследствие судоводительской ошибки, допущенной командиром судна.

Разрешая спор, судьи исходили из того, что учреждению причинен материальный ущерб в результате виновных действий командира судна, с которым заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Учитывая отсутствие оснований для освобождения работника от материальной ответственности в полном размере, нижестоящие суды удовлетворили иск учреждения.

Однако судебная коллегия ВС РФ признала выводы судебных инстанций ошибочными в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.5 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 г. №52, работник не может быть привлечен к материальной ответственности, если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст.239 ТК РФ).

Судебной коллегией также признан обоснованным довод бывшего работника о том, что договор о полной индивидуальной материальной ответственности был заключен с ним с нарушением действующего законодательства.

Работник занимал должность командира — первого помощника механика судна, которая не включена в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержден постановлением Минсоцразвития РФ от 31.12.2002 г. №85.

Важно! Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении норм права при заключении договора о полной индивидуальной материальной ответственности и, соответственно, о неправомерности привлечения его как работника к полной материальной ответственности (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВC РФ от 25.12.2017 г. №14-КГ17-29).

Права и обязанности малолетних

Закон предусматривает не только факт дееспособности несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, но и закрепляет за ними права и обязанности. Принимая во внимание, что малолетний гражданин самостоятельно не может вникнуть в тонкости такого вопроса как правоспособность и дееспособность детей, отвечающим за них взрослым вменяется в обязанность не только осуществлять присмотр и нести ответственность по закону в случае правонарушений, но и объяснять детям на понятном языке суть их прав и обязанностей.

Читать еще:  Как признать супруга ограниченно дееспособным и каковы последствия?

Права малолетних разделяются на имущественные и неимущественные. К имущественным относятся:

  • право на материальное обеспечение;
  • право на пособия и государственную поддержку;
  • право получать собственный доход;
  • право владеть имуществом;
  • право на общую жилплощадь с членами семьи;
  • право на совместное проживание с семьей.

Неимущественные права во многом совпадают с правами совершеннолетних граждан. К основным неимущественным правам малолетних граждан относятся:

  1. право на идентификационную информацию (фамилия, имя и отчество, адрес, телефон и т. д.);
  2. право на получение дошкольного и школьного образования;
  3. право на жизнь в социуме — в семье и обществе;
  4. право на взаимодействие с другими людьми;
  5. право на мнение;
  6. право на проведение досуга;
  7. право на соблюдение законных интересов и их защиту.

При этом в разные возрастные периоды у малолетних граждан добавляются всё новые права. Например, с 6 лет ребенок может распоряжаться денежными средствами, быть признанным в качестве автора произведений, а с 8 лет — вступать в детские общественные объединения.

Внимание! Важным рубежом является 10 летний возраст, когда правоспособность малолетних существенно расширяется.

С 10-летнего возраста гражданин имеет право на то, чтобы с его мнением считались в вопросах:

  • любых семейных споров, касающихся его интересов;
  • выбора проживания с матерью или отцом после развода;
  • самостоятельно решения об изменении имени и фамилии;
  • восстановления родительских прав отца или матери, которые были таковых лишены;
  • усыновления.

Помимо прав у малолетних детей с 6 летнего возраста, естественно, появляются и обязанности. К таким обязанностям относятся:

  1. посещение школы со дня зачисления;
  2. соблюдение школьного устава;
  3. добросовестное обучение;
  4. бережное отношение к школьному и чужому частному имуществу;
  5. уважение чести и достоинства других людей.

Перечень прав малолетних столь невелик по причине отсутствия или существенного ограничения дееспособности юных граждан. В силу личностной незрелости, отсутствия жизненного опыта и способности в полной мере оценивать последствия тех или иных решений и действий такое ограничение является нормальным. Именно поэтому попытки некоторых взрослых возлагать на малолетних ожидания взрослой сознательности и требовать соответствующего уровня ответственности недопустимо.

Те гражданские обязанности, которые в силу малолетнего возраста не могут быть возложены на детей, возлагаются на их родителей или опекунов. Главная обязанность относится к материальному обеспечению и организации воспитательного процесса в отношении ребенка. В родительские обязанности входят:

  • полная ответственность за жизнь и здоровье, материальное обеспечение и воспитание ребенка;
  • контроль за получением образования;
  • обеспечение заботы и психологически комфортных условий жизни несовершеннолетних.

Конечно, этим перечнем родительские обязанности не исчерпываются, но общая суть их сводится к необходимости в полной мере обеспечить приемлемые условия жизни малолетних граждан на протяжении всего периода их взросления.

Важное

До какого возраста дети считаются детьми? Этим вопросом задаются многие родители, чей отпрыск желает поскорее стать взрослым и жить самостоятельной жизнью. Ответ здесь очень прост – с момента достижения гражданином совершеннолетия. Хотя для родителей дети всегда остаются детьми.

В России возраст совершеннолетия – это 18 лет. С этого момента гражданин может трудоустроиться по своему желанию, сдать экзамен и получить водительские права, приобрести транспорт, заключить брак.

До достижения данного возраста, человек ограничен в совершении некоторых сделок. За него почти все решения принимают его законные представители. Исключение здесь составляет эмансипация – объявление несовершеннолетнего взрослым. Это возможно в случаях, когда подросток работает в организации или занимается предпринимательством с разрешения родителей.

И все-таки, до какого возраста считается ребенком по закону человек, который осуществляет трудовую деятельность и получает стипендию? До восемнадцати лет, если он не был эмансипирован судом или органами опеки по заявлению законных представителей.

Законы о правах ребенка

Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:

  • Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
  • Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
  • Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
  • Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
  • Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector