Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная и правовая защита вынужденных переселенцев

Как организована социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в России

В условиях политической, экономической нестабильности и эскалации военных конфликтов в мире многие граждане оказываются в чужом государстве, убегая от преследований и опасностей на родной земле. Российская Федерация традиционно поддерживает иностранцев в трудной ситуации. На государственном уровне организована социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев. На какую помощь и поддержку можно рассчитывать, рассказывает данный материал.

Кто может получить этот статус вынужденных переселенцев в РФ?

Согласно определению, прописанному в законодательстве, вынужденные переселенцы – это граждане РФ либо, в определенных случаях, лица без гражданства, по не зависящим от них причинам покинувшие место проживания в другой стране и вернувшиеся в Россию, либо лица, переехавшие по тем же причинам в пределах страны – из одного региона в другой.

Причинами для вынужденного переселения может стать преследование такого лица либо членов его семьи:

  • по национальному или расовому признаку;
  • по политическим мотивам;
  • по факту принадлежности к той или иной социальной группе;
  • по языку;
  • по вероисповеданию.

Также причиной вынужденного переселения может стать факт насилия, совершенный по отношению к гражданину и его семье.

Права, обязанности и порядок получения статуса регулирует федеральный закон о вынужденных переселенцах N 202-ФЗ. Согласно с его нормами, не могут получить данный статус лица, совершившие тяжкое преступление, покинувшие страну проживания по причине сложной экономической ситуации, природных катаклизмов и техногенных катастроф – глобальных аварий, наводнений, землетрясений и тому подобных событий, а также те, кто не обратился в компетентные органы по поводу признания его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев с момента отбытия с постоянного места проживания.

Оказание помощи

Признание лиц беженцами производится на основании Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-I «О беженцах». Он же регламентирует обязанности и права беженцев после установления данного правового статуса, а также гарантирует социальную защиту и обеспечение.

Проблемы переселенцев регулируются нормативной базой:

  • Федеральными законами «О беженцах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О государственной социальной помощи»;
  • Указом Президента Российской Федерации «О Федеральной миграционной программе»;
  • Постановлением правительства «О размере единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу»;
  • Типовыми положениями: об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о дошкольном образовательном учреждении.

После выдачи удостоверения беженца либо документа, свидетельствующего о подаче заявления для получения необходимого статуса, закон наделяет вынужденных мигрантов теми же правами и обязанностями, что и граждан России.

Дети-беженцы, а также семьи с детьми обладают правом на обеспечение:

  • медобслуживанием (лечением в поликлиниках и больницах, находящихся на федеральном финансировании, детским питанием, лекарствами, медицинскими изделиями, реабилитационными средствами и др). Для лиц со статусом «временное убежище» возможно лишь получение полиса ОМС, действующего весь период пребывания граждан на территории России;
  • социальными пенсиями – право на них сохраняется лишь на время действия статуса беженца;
  • психологической, социально-педагогической господдержкой;
  • единовременным пособием, назначенным каждому члену семьи;
  • местами в детских муниципальных садах, государственных общеобразовательных школах (очно или по программе экстерната) – внеочередное при наличии мест. Однако беженцам не гарантируется бесплатное обучение в заведениях высшего и среднего профобразования;
  • детей-сирот – местами в детских домах.

Госпомощь может быть оказана в натуральном виде (предметами первой необходимости, медикаментами, продуктами и т. п.) или денежными пособиями.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.
Читать еще:  ВС пояснил вопрос о возврате подарочного сертификата

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Стоимость: 500 руб.

1. История развития социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев

1.1 Развитие социальной защиты беженцев

1.2 Развитие социальной защиты вынужденных переселенцев

1.3 Современная политика в области социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев

2. Беженцы и вынужденные переселенцы как субъекты социальной и правовой защиты

2.1 Правосубъектность беженцев и вынужденных переселенцев

2.3 Права и обязанности вынужденных переселенцев в РФ

Список использованной литературы

Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 500 руб.

Заказать работу

написанную по вашим требованиям

Оплатить эту

работа может быть не уникальна

1.1 Развитие социальной защиты беженцев
Формирование социальной защиты беженцев происходило в несколько этапов, перечислим основные из них.
На первом этапе происходило зарождение международной системы социальной защиты беженцев (1920-1945). В этот период в советском законодательстве не существовало понятия беженцев как категории населения страны, а в международном праве в 1926 году впервые формулируется понятие «беженец». Со вступлением СССР в ООН в 1945 году происходит закрепление правового статуса беженцев в международном праве и развитие системы социальной защиты беженцев в СССР. [6, с. 15]
Вторым этапом является развитие международной системы и формирование советской системы социальной защиты беженцев (1946-1993). 24 октября 1945 г. СССР вступает в ООН, а в 1947 году учреждается Международная межправительственная организация по делам беженцев, которая представляет собой специализированное учреждение ООН и занимается проблемами беженцев, возникшими после Второй мировой войны.

1.2 Развитие социальной защиты вынужденных переселенцев
Развитие социальной защиты вынужденных переселенцев также условно можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе происходит формирование советской системы социальной защиты вынужденных переселенцев (1920-1945), в рамках которой складывается административная система социальной защиты и вводятся в отдельные законодательные акты нормы, которые закрепляют некоторые меры социальной защиты отдельных категорий населения.
Второй этап характеризуется развитием советской системы социальной защиты вынужденных переселенцев (1945-1985). Развитие системы происходит на фоне активного переселения и перемещения людей по территории государства после Великой Отечественной войны, в связи с чем разрабатывается более тщательное регулирование процессов миграции, формирование мер стимулирования, которые осуществлялись посредством системы льгот материального и нематериального характера.

1.3 Современная политика в области социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев
В ст. 7, 39 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях. [1] Основные документы по работе с вынужденными переселенцами и беженцами – законы РФ “О вынужденных переселенцах” (1995) и “О беженцах” (1997).
Ранее вопросами миграции в России занималась Федеральная миграционная служба (ФМС). Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС России была упразднена, а вопросами миграции занимается теперь главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ (ГУВМ МВД России). [5]
Согласно ст.

2.1 Правосубъектность беженцев и вынужденных переселенцев
Правосубъектность представляет собой особое юридическое качество, позволяющее лицу стать субъектом права, то есть участником правоотношений. Правосубъектность состоит из правоспособности (способность иметь права и обязанности, признаваемая законом), дееспособности (способность осуществлять права и обязанности, признаваемая законом) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения). [7, с. 591]
Беженцы и вынужденные переселенцы имеют право быть участниками правоотношений по социальной защите. Правоотношения по социальной защите – это двусторонние отношения, то есть каждое из них имеет субъекта. С одной стороны, субъектом правоотношения является индивид, который нуждается в социальной защите, с другой – уполномоченный государственный орган либо орган местного самоуправления, правительственную или общественную организацию, которые осуществляют деятельность по социальной защите в пределах своей компетенции.

Читать еще:  Особенности жизни апатрида — человека без гражданства

2.3 Права и обязанности вынужденных переселенцев в РФ
Вынужденный переселенец является лицом, чьи права нарушены, поэтому он нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления нарушенных прав. Поэтому, Закон «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца означает возникновение между ним и государством особых правоотношений, которые обусловлены необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. [9, с. 103]
Статус вынужденных переселенцев определяется Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-I «О вынужденных переселенцах». В ст.

Заключение
Подводя итог проделанной работе, в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:
1. Изучив историю развития социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев, можно выделить основные этапы формирования и развития системы социальной защиты указанных категорий населения Развитие социальной защиты беженцев происходило в три этапа: зарождение международной системы социальной защиты беженцев, развитие международной и формирование советской системы социальной защиты беженцев, современное развитие социальной защиты беженцев, начавшееся с присоединения РФ к Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и продолжающееся по сей день.
В истории развития социальной защиты вынужденных переселенцев было выделено три этапа: возникновение советской системы социальной защиты вынужденных переселенцев; развитие этой системы; современный этап становления социальной защиты вынужденных переселенцев, который продолжается и в настоящий момент.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

Список использованной литературы

  • 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст]. – М.:Юрид. лит., 2014.—64 с.
  • 2. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. N 4528-I. [Электронный ресурс] – Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс»
  • 3. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. N 4530-I. [Электронный ресурс] – Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс»
  • 4. Указ Президента РФ «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 14 сентября 2012 (ред. от 14.06.2013) N 1289. [Электронный ресурс] – Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс»
  • 5. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» от 5 апреля 2016 г. № 156. [Электронный ресурс] – Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»
  • 6. Международное частное право [Текст]. В 2 т. Т.2 Особенная часть: учебник/ Е.А. Абросимова [и др.]; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2015. – 372 с.
  • 7. Марченко М.Н. Теория государства и права [Текст] / М.Н. Марченко- 2-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2016. – 640 с. Типунов, О.И. Международное гуманитарное право [Текст] / О.И. Типунов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Статут, 2015. — 320 с.
  • 8. Типунов, О.И. Международное гуманитарное право [Текст] / О.И. Типунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Статут, 2015. – 320 с.
  • 9. Колобов, А.В.: Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев [Текст]: дис. канд. юрид. наук: 12.00.05: защищена 12.02.14: утв. 24.06.14 / Колобов Александр Владимировч. – СПб, 2014. – 209 с.
  • Заложники войны. Психологическая помощь беженцам и переселенцам

    Автор
    • Шевченко Людмила Евгеньевна

    «От войны нельзя ждать никаких благ»
    Вергилий

    В сентябре в Нагорном Карабахе начались военные действия, эхо происходящего докатилось и до Краснодарского края, где я работаю. Пострадавшие в растерянности, беженцам и вынужденным переселенцам требуется психологическая помощь. Как и в любой чрезвычайной ситуации, помощь психологов — один из важнейших компонентов стабилизации ситуации. Беженцы и вынужденные переселенцы сталкиваются на новом месте жительства не только с традиционными социальными и юридическими аспектами нормативно-правового урегулирования статуса, проблемами трудоустройства, жилищного и социально-бытового обустройства, но и сложнейшими социально-психологическими проблемами адаптации.

    Читать еще:  Служебный акт составляет и подписывает

    Важнейшими проблемами являются:

    • посттравматические стрессовые расстройства у лиц с травматическим опытом;
    • психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства;
    • общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;
    • адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы среднего, среднего специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;
    • трудности вживания в новую среду общения и, как следствие, нередко возникающее состояние отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности, повышенной конфликтности и др.

    Для успешной адаптации людей необходимо максимальное удовлетворение их актуальных потребностей. Наибольшее значение приобретают потребности в чувстве общности, общении, хороших взаимоотношениях, принадлежности к определенной группе, получении знаний, самореализации, возможности быть самим собой, социально-психологической защищенности, уверенности в будущем, материальном благополучии, благоприятных условиях проживания.

    Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, которые были выявлены в процессе оказания психологической помощи:

    • материальные (как правило, семьи беженцев по тем или иным причинам лишаются жилья, работы, материальных ценностей) — у 100% человек,
    • проблемы с трудоустройством — 80%,
    • психологические — 100%,
    • психические — 15%,
    • проблемы со здоровьем — 85%,
    • ухудшение психологической атмосферы в семье (увеличение числа конфликтов, дисгармония во взаимоотношениях членов семьи и др.) — 20%,
    • проблемы с воспитанием детей — 20%,
    • дезинтеграция (когда отдельные личности и целые семьи теряют связь со своей местностью, они лишаются одновременно поддержки людей и социальных институтов, в результате появляется ощущение страха, чувство незащищенности, злобы, тревоги и депрессии) –—70%,
    • проблемы социализации — 30%.

    Необходимо уточнить, что основными симптомами стрессовой ситуации являются нарушение сна, страхи, связанные с угрозой жизни (потому что люди побывали под бомбежками и выстрелами), синдром повышенной возбудимости, боязливость, высокий уровень тревоги, которая подпитывается беспокойством за тех близких, которые остались в зоне бедствия. Это группа риска для возникновения достаточно тяжелых стрессовых расстройств.

    Первую психологическую помощь при работе с беженцами и вынужденными переселенцами следует оказывать взрослым, так как эмоциональное состояние детей зависит от поведения родителей. Хочется подчеркнуть, что основной стресс у них возникает не из-за того, что они оказались в новом месте, а из-за состояния крайней неопределенности. Они не знают, когда смогут вернуться. Это самый большой стрессогенный фактор.

    Круг озвучиваемых беженцами запросов — от тревоги по поводу будущего (страх за детей и близких, потеря работы и места учебы детей, нестабильное душевное состояние) до шока от боевых действий, утраты близких и вынужденного переселения. Это большой объем работы для специалиста по психологической травме. Дети травмированы военными действиями на их родине, самим переездом и напряженностью своих родителей. Взрослые, по наблюдениям, не до конца осознавали то, что происходит, и были уверены, что через неделю-другую ситуация стабилизируется и они смогут вернуться домой. Потом людям стало понятно, что так быстро ситуация не изменится, что жить у родственников придется непредсказуемо долго (что еще больше травмирует).

    Психолог снимает сильную эмоциональную реакцию у тех взрослых, которые, не справившись со стрессом ситуации неопределенности, устав от бесконечных переездов, жары, страшных новостей с родины, устраивают истерики, паникуют, кричат, проявляют агрессию. Многим требуется экстренная психологическая поддержка хотя бы для того, чтобы выйти из состояния паники, переключиться на принятие здравых решений, вернуть себе точку опоры. Поэтому важна и нужна любая психологическая помощь: телефоны доверия, горячие линии, контакты специалистов, готовых консультировать бесплатно. Получить помощь психолога сейчас можно в режиме онлайн, при помощи разных современных программ видеосвязи и текстовых сообщений. Онлайн-консультации пользуются успехом у беженцев. Для оказания первой помощи необходима индивидуальная коррекция психоэмоционального состояния, порой достаточно нескольких онлайн-встреч со специалистом.

    Психологическая помощь беженцам и вынужденным переселенцам может потребоваться не только на этапе адаптации, но и в дальнейшем, ее желательно оказывать по месту жительства психологов, так как переезд в другие регионы и размещение специалистов требует дополнительных средств, которые лучше потратить на обустройство и гуманитарную помощь.

    Лишение статуса

    Когда срок действия удостоверения переселенца закончился и не продлен, прекращается и действие статуса. То же происходит, если человек уезжает жить за границу. А еще статуса могут лишить. Это наказание за противоправное поведение. А именно: за совершение серьезного преступления и умышленное введение в заблуждение официальных лиц по поводу биографических данных и обстоятельств, из-за которых был присвоен статус. Близкие родственники лишенного не понесут солидарной ответственности.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector