Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учетная политика 2021 Какие изменения нужно учесть

Учетная политика УСН «доходы минус расходы» на 2021 год

Похожие публикации

Формировать и применять на практике учетную политику (УП) обязаны все предприятия вне зависимости от используемого режима налогообложения. УП – это объединение правил и способов ведения налогового и бухучета, которые компания выбрала, решила применять в своей деятельности и закрепила внутренним распоряжением.

Как правило, организации оформляют УП для целей бухучета и для целей налогообложения. Они могут быть составлены в виде двух отдельных документов либо в виде одного документа с двумя разделами. Утверждается УП приказом руководителя и действует на протяжении указанного в ней срока (при его фиксации в приказе). В этом документе должны быть не только закреплены способы и методы бухгалтерского и налогового учета, но и даны описания используемых в производстве и управлении видов активов и расчетов. К УП прилагают образцы и формы применяемых первичных учетных документов, налоговых регистров, схемы документооборота. Представим, какой может быть учетная политика УСН 15% в 2021 году, сформированная для целей налогообложения, и напомним, каким критериям подобный документ должен соответствовать.

Формирование и утверждение учетной политики в 2021 году

Компания самостоятельно формирует учетную политику, ориентируясь на особенности деятельности. Но все же при этом должна соблюдать некоторые обязательные требования. Они определены в том числе в ПБУ 1/2008 «Учетная политики организации», регламентированном Приказом Минфина от 06.10.2008 г. № 106н.

В отношении каждого актива необходимо выбрать один способ ведения учета, определенного в федеральных стандартах. Если по какому-то активу способ не определен, компания самостоятельно его разрабатывает и утверждает (ч. 4 ст. 8 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ).

Компания выбирает способ учета независимо от того, какой способ используют другие хозяйствующие субъекты. Однако если головная компания утвердила собственные стандарты бухучета, то и ее дочерние общества должны выбирать способы из предложенных в этих стандартах (п. 5.1 Приказа № 106н).

Если организация использует упрощенный способ учета и формирования отчетности, то при отсутствии в ПБУ конкретных способов ведения учета имеет право формировать учетную политику, ориентируясь на принципы рациональности.

Учетная политика любого хозяйствующего субъекта должна включать такие моменты (п. 4 Приказа № 106н):

  • рабочий план счетов, включающий и синтетические, и аналитические счета, используемые для ведения учета в компании;
  • формы первичной учетной документации, а также регистров учета и иной внутренней бухгалтерской документации;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств;
  • правила проведения инвентаризации;
  • порядок документооборота и контроля хозяйственных операций.

Учетную политику создает главбух, а утверждает руководитель компании с помощью соответствующего приказа или распоряжения (п. 8 Приказа Минфина от 06.10.2008 г. № 106г).

Утвержденные учетной политикой способы ведения учета должны раскрываться в бухгалтерской (финансовой) отчетности компании. При этом их не требуется указывать в промежуточной отчетности. Но исключением являются ситуации, при которых необходимо внести изменения в учетную политику (Приказ Минфина от 28.04.2017 г. 69н).

Когда можно внести изменения

По утвержденной политике компания работает из года в год. Законодатель не разрешает вносить изменения по своему желанию. Редактировать документ разрешено п.10 ПБУ 1/2008 только в следующих случаях.

  1. Изменение законодательства. Тут все просто — УП не может противоречить закону. Поэтому, если в области бухучета произошли изменения, например, вступил в силу новый акт, то своевременно измените политику компании.
  2. Фирма разработала новый способ ведения учета. Важный момент — изменения, внесенные в политику, должны повышать качество информации о деятельности компании.
  3. Изменились условия работы. Это может быть изменение основного вида деятельности, слияние, поглощение, разделение компании и так далее.

Внесение правок в политику происходит на основании приказа, подписанного руководителем организации. Пишется распоряжение в свободной форме.

Ознакомиться с образцом учетной политики для ООО и ИП на ЕНВД и ОСНО в облачном сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия!

Получить бесплатный доступ на 14 дней

Учетная политика для ведения бухгалтерского и налогового учета

Если компания зарегистрирована как юридическое лицо, то согласно 3-го пункта ПБУ 1/2008 должна сформировать учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета. При этом, соблюдать правила, прописанные в документе, должны и головной офис, и филиалы, и подразделения, и представительство организации.

При этом важна грамотность составления учетной политики, чтобы она смогла обеспечить выполнение следующих фактов:

  • все операции хозяйственной деятельности учитываются в бухучете в полной мере
  • отражение каждой операции происходит своевременно
  • содержание бухгалтерской отчетности достоверно
  • соблюдается совпадение данных аналитического учета и остатков средств на конец месяца по каждому счету

Одним из важнейших элементов учетной политики для целей бухгалтерского учета является рабочий план счетов. Организация вправе выбрать те счета из числа утвержденных Министерством финансов, которые будет использовать в своей деятельности.

Что касается налогового учета, то компания имеет право на выбор существующих способов отражения операций, если они допускаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Что также закрепляется в учетной политике.

Ответственный за составление учетной политики

Правил на данный повод не существует, поэтому это может сделать любой сотрудник организации. Важно, чтобы составленная учетная политика грамотно отражала все аспекты нужд предприятия.

Например, в маленьких организациях, ответственным за составление важного документа может стать главный или единственный бухгалтер таганрог. А в больших организациях и холдингах это поручают руководителям или привлекают аудиторов.

По каким требованиям оформляется учетная политика

Как таковых жестких требований к оформлению учетной политики организации не предусмотрено законом. ПБУ 1/2008 указывает лишь на то, что необходимо утвердить учетную политику организационно-распорядительным документом (приказом или распоряжением).

Как показывает практика, то многие фирмы издают приказ об утверждении учетной политики, подписанный директором.

Читать еще:  Образец журнала регистрации входящих документов

При этом, обязательно соблюдение всех норм:

  • номер приказа
  • дата
  • подпись руководителя, утверждающего приказ
  • содержательная часть должна включать список ответственных лиц за его исполнение

Информативная часть самой политики отражается в самом приказе или оформляется приложением. В частности налоговая политика и бухгалтерская оформляются разными документами.

Если, в случае налоговой проверки инспектору не предоставляют должным образом оформленную учетную политику, то отражение хозяйственных операций в учете признается неверным, что в результате может стать причиной для начисления штрафных санкций. Чтобы избежать глупых ошибок, доверяйте организацию важных документов специалистам, предоставляющим, в частности бухгалтерские услуги. Которые тщательно следят за изменениями законодательных норм.

Утверждение учетной политики

Применение учетной политики начинается со дня создания компании и до окончания налогового или отчетного периода. По истечению времени, политика либо корректируется и оформляется новым приказом, либо остается прежней и действует по умолчанию.

Что касается сроков утверждения учетной политики, то они разные для каждой цели:

  • для ведения бухгалтерского учета политика утверждается в течение 90 дней, начиная с момента создания компании, а применяется с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.
  • для ведения налогового учета, то в части НДС политика утверждается до окончания первого квартала, а применяется со дня создания. В части налога на прибыль – сроки утверждения не указаны, а применяется до конца текущего налогового периода.

Стоит отметить, что допустимо внесение изменений в учетную политику и в середине отчетного или налогового периода при наличии существенного основания:

  • в результате появления новых операций или вида деятельности организации
  • в результате поправок в законодательных актах
  • в результате разработки более эффективного способа ведения хозяйственной деятельности – для бухгалтерского учета

Что нового ждем в 2021 году

Нововведения, которые вступят в силу с начала 2021 года, должны быть отражены должным образом в учетной политике организации.

Рассмотрим основные изменения:

  • все организации, использовавшие налоговый режим ЕНВД в связи с его прекращением должны выбрать другую систему налогообложения, заявление о переходе необходимо подать в налоговый орган не позднее 31 декабря 2020 года
  • изменение лимитов характеристик, таких как численность сотрудников и доход, позволяющих применять упрощенную систему налогообложения
  • по желанию организация с января может применять федеральный стандарт учета основных средств, вместо старого ПБУ 6/01
  • снижение ставок с января по налогу на прибыль и страховых взносов для IT-компаний
  • изменение требований в оформлении путевых листов

Учётная политика организаций госсектора: важные изменения

эксперт по бюджетному учёту и налогообложению компании «Что делать Консалт»

Жизнь бухгалтера в нашей стране трудна, но интересна: серьёзных усилий стоит попытка уследить за всеми изменениями в налоговом законодательстве, а также в положениях, регламентирующих бухучёт учреждения. Чтобы удержаться на плаву, не допустить фатальных ошибок и не пострадать от этого, бухгалтеру придётся успевать за всем новым. И к тому, что нас ждёт в 2019 году, непременно стоит подготовиться заранее.

Строим бухучёт не по инструкции, а по федеральным стандартам

В законе № 402-ФЗ федеральные стандарты стоят на первом месте в списке регламентирующих бухучёт документов. Потребность в систематизации единых требований к организации учёта в госсекторе ощущается и бухгалтерами, и контролирующими органами. Существующие инструкции по применению планов счетов и другие документы не дают исчерпывающих разъяснений по многим вопросам. Поэтому в апреле 2015 года Минфином была разработана Программа подготовки федеральных стандартов для госучреждений.

С тех пор сроки подготовки и принятия регламентирующих документов неоднократно корректировались. На сегодня актуален Приказ Минфина России от 28.02.2018 № 36н. Всего бухучёт в госсекторе будут регулировать 28 стандартов, 5 из которых действуют с 01.01.2018, 5 вступают в силу с 01.01.2019, 10 будут введены в 2020 году, 8 планируется применять с 2021 года.

Все федеральные стандарты, которыми нужно будет руководствоваться в работе бухгалтерским службам организаций государственного сектора экономики с 01.01.2019, уже опубликованы:

  1. Федеральный стандарт «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», утверждённый Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее – Стандарт «Учётная политика»).
  2. Федеральный стандарт «События после отчётной даты», утверждённый Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (далее – Стандарт «События после отчётной даты»).
  3. Федеральный стандарт «Доходы», утверждённый Приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее – Стандарт «Доходы»).
  4. Федеральный стандарт «Отчёт о движении денежных средств», утверждённый Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278 (далее – Стандарт «Отчёт о движении денежных средств»).
  5. Федеральный стандарт «Влияние изменений курсов иностранных валют», утверждённый Приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122 (далее – Стандарт «Влияние изменений курсов иностранных валют»).

Положения этих федеральных стандартов применяются одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора», который, как известно, применяется в госсекторе начиная с 01.01.2018.

Новый порядок применения КОСГУ в 2019 году

С 1 января 2019 года учреждения госсектора будут применять Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утверждённый Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. Данный документ устанавливает единые правила применения кодов КОСГУ для ведения бухгалтерского учёта и составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчётности. Он разработан для гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов (рекомендаций) по статистике государственных финансов (СГФ-2014) и системе национальных счетов (СНС-2008), а также федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора.

Письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 направлены методические рекомендации по применению порядка. Также Минфином России доведены:

— сопоставительная таблица порядка применения КОСГУ, установленного Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (2018 г.), и порядка применения КОСГУ, установленного Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (2019 г.);

— таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года.

Правила составления учётной политики и её структура

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пунктом 6 Инструкции № 157н предусмотрено, что учреждения самостоятельно формируют учётную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами.

В декабре 2018 года главные бухгалтеры организаций госсектора должны будут снова сопоставить свою учётную политику и положения нормативно-правовых актов, вступающих в силу в 2019 году. Все нововведения бухгалтерского бюджетного учёта, налогового учёта должны найти своё отражение в данном локальном акте.

Учреждения при составлении учётной политики должны учитывать особенности своей структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые в соответствии с законодательством РФ полномочия и (или) функции и руководствоваться:

— Федеральным стандартом «Учётная политика»;

— иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской (финансовой) отчётности;

— учётной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 Стандарта «Учётная политика»).

Состав учётной политики должен соответствовать требованиям пункта 9 ФСБУ «Учётная политика». Здесь же отметим, что пункт 9 Стандарта сопоставим с пунктом 6 Инструкции № 157н[1], поэтому состав разделов учётной политики пересматривать не требуется. По-прежнему учётная политика должна содержать:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учёта, порядок признания и прекращения признания объектов учёта;

б) рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учёта;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учёта;

г) формы первичных (сводных) учётных документов, регистров бухгалтерского учёта, иных документов бухгалтерского учёта, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта;

д) правила документооборота и технология обработки учётной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учётных документов для отражения в бухгалтерском учёте в соответствии с утверждённым графиком документооборота;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

ж) порядок признания в бухгалтерском учёте и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчётности событий после отчётной даты;

Отметим, что учётная политика может быть сформирована путём утверждения как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов (Письмо Минфина России от 17.08.2016 3 02-07-10/48198).

В качестве приложений к учётной политике или отдельных ЛНА учреждение может также закрепить, например:

— положение о комиссии по поступлению и выбытию активов;

— порядок передачи документов бухгалтерского учёта при смене руководителя и (или) главного бухгалтера (п. 14 Инструкции 3 157н);

— порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов (п. 302.1 Инструкции № 157н);

— определение существенности ошибок (искажений) в целях достоверного представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (п. 17 Федерального стандарта № 256н);

— порядок выдачи денежных средств, денежных документов под отчёт, составление и представление авансовых отчётов подотчётными лицами (ч. 3, 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 87 Инструкции № 174н, п. 90 Инструкции № 183н, Письмо Минфина России от 31.03.2016 № 02-03-09/18115);

— порядок приёмки, хранения, выдачи и списания бланков строгой отчётности;

В случаях, указанных в пункте 12 Стандарта[2], в учётную политику, применяемую в учреждении, вносятся изменения. Среди случаев, являющихся основанием для корректировки учётной политики, названы:

а) изменение законодательства РФ о бухгалтерском учёте, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской (финансовой) отчётности;

б) формирование или утверждение субъектом учёта новых правил (способов) ведения бухгалтерского учёта, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчётности релевантную и достоверную информацию;

в) существенное изменение условий деятельности субъекта учёта, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Важно отметить, что изменения, вносимые в учётную политику, в отдельных случаях оказывают существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учёта (субъекта консолидированной отчётности) и (или) движение его денежных средств. Поэтому последствия внесения поправок в учётную политику подлежат оценке в денежном измерении (стоимостном выражении). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учётной политики производится на дату, с которой применяются такие изменения.

Какие основные изменения внести в учётную политику в 2019 году?

  1. Особенности признания событий после отчётной даты в учёте

Пунктом 9 ФСБУ «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» установлено, что порядок признания в бухучёте и раскрытия в отчётности событий после отчётной даты устанавливается субъектом учёта в рамках формирования учётной политики. Аналогичная норма содержится в пункте 6 Инструкции № 157н.

Эти нормы применяются в отношении фактов хозяйственной жизни, которые оказали существенное влияние на финансовый результат деятельности учреждения.

В учётной политике нужно установить критерий существенности ошибки в виде любых отклонений по величине активов и обязательств, полученного финансового результата.

Пример установления критерия

В целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчётности ошибки, которые повлекли за собой отклонения по величине активов и обязательств полученного финансового результата, считаются существенными и подлежат исправлению в бухгалтерском (бюджетном) учёте и бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Ошибки, которые не влекут за собой отклонения по величине активов и обязательств полученного финансового результата, не существенны и не подлежат исправлению в представленной бухгалтерской (финансовой) отчётности. Исключение: случаи, когда об исправлении таких ошибок принято решение уполномоченным органом (учредителем, органом внутреннего и внешнего финансового контроля).

  1. Особенности признания доходов субъектом учёта

Поскольку доходы у учреждения могут быть из разных источников финансирования, порядок их признания различается. Как правило, учреждения предусматривают в учётной политике в отношении некоторых видов доходов особенности их учёта.

Критерии признания доходов, установленные СГС «Доходы», применяются отдельно к каждому факту хозяйственной жизни (операции, событию), в результате которого возникает доход.

В случае возникновения доходов в рамках операций (событий), состоящих из отдельно выделяемых по экономическому содержанию операций (событий), доходы ним для целей бухучёта классифицируются исходя из их экономического содержания и критериев признания доходов, предусмотренных стандартом для соответствующей учётной группы доходов.

В случае, когда не представляется возможным отнести доход, возникающий по отдельной операции (событию), к отдельной учётной группе доходов (квалифицировать операцию (событие) по её экономическому содержанию), критерии признания доходов применяются одновременно к двум или более взаимосвязанным операциям (событиям).

Доходы, полученные в результате обмена продукцией. В отношении них необходимо обратить внимание на следующие положения:

1) при реализации продукции (работ, услуг) в обмен на иную продукцию (работы, услуги) обмен признаётся операцией, формирующей доход учреждения (п. 9 Стандарта «Доходы»);

2) если продукция (работы, услуги) обменивается в соответствии с законодательством РФ на продукцию (работы, услуги), аналогичную по характеру и стоимости без осуществления денежных расчётов, обмен не считается операцией, формирующей доход учреждения (п. 10 Стандарта «Доходы»).

Сомнительная дебиторская задолженность по доходам. Согласно пункту 11 Стандарта «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (далее – сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учёт сомнительной задолженности осуществляется учреждением на забалансовых счетах утверждённого им рабочего плана счетов.

  1. Изменения рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учёта

Рабочий план счетов организаций госсектора, а также требования к структуре аналитического учёта, утверждённые в рамках формирования учётной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухучёта и отчётности за отчётный текущий и очередной финансовый годы (п. 3 Инструкции № 157н).

С 1 января 2019 года учреждения при отражении операций в бухучёте и отчётности применяют Порядок № 209н. Однако в настоящее время изменения в Инструкции по бюджетному учёту не внесены. Полагаем, единый план счетов претерпит значительные изменения: некоторые счета могут быть исключены, некоторые изложены в новой редакции, также введены новые счета.

Но до тех пор, пока Минфином будут приняты соответствующие изменения, учреждениям следует при необходимости внести изменения в рабочий план счетов учреждения аналитические счета, соответствующие новым КОСГУ.

[1] Инструкциия по применению единого плана счетов бухгалтерского учёта для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённая Приказом Министерства финансов России от 01.12.2010 № 157н.

[2] Федеральный стандарт «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», утверждённый Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

Будет ли штраф за отсутствие или несоблюдение учётной политики

УП не сдают на проверку в налоговую инспекцию. Этот документ не относится к отчётности и не включён в неё как обязательное приложение. Но налоговики иногда запрашивают учётную политику во время камеральной или выездной проверки. Они сверяют, учитываются ли доходы, расходы и объекты налогообложения в соответствии с прописанными в УП способами.

Организацию или ИП могут оштрафовать на 200 руб., если они не предоставят учётную политику в течение 10 рабочих дней после запроса от налоговой инспекции — п. 1 ст. 126 НК РФ.

Руководителю организации за отсутствие УП грозит ещё один штраф — от 300 до 500 руб. по ст. 15.6 КоАП РФ. На ИП это наказание не распространяется.

Если в УП отражены не все способы учёта или они противоречат нормативным актам, отдельной ответственности за такое не будет. Но налоговики могут расценить это как:

  • грубое нарушение учёта доходов, расходов и объектов налогообложения — штраф 10 тыс. руб. по ст. 120 НК РФ;
  • грубое нарушение требований к бухучёту — штраф на должностное лицо организации от 5 до 10 тыс. руб. по ст. 15.11 КоАП РФ.

Если проверяющие обнаружат, что учёт вели неправильно в нескольких налоговых периодах, размер штрафов увеличится.

Организации и ИП — субъекты малого и среднего предпринимательства могут отделаться только предупреждением, если совершили нарушение впервые и нет материального ущерба.

Статья актуальна на 04.08.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Требования Windows 11 к «железу»

Согласно информации, опубликованной на странице с системными требованиями к Windows 11, на момент публикации данного материала новая ОС Microsoft как минимум требует двухъядерный 64-битный процессор с тактовой частотой 1 ГГц (AMD Ryzen 2000 или новее; Intel Core восьмого поколения или новее); 4 ГБ оперативной памяти, жесткий диск или SSD объемом 64 ГБ, модуль TPM 2.0, UEFI с поддержкой безопасной загрузки, видеоадаптер с поддержкой DirectX 12.

Для сравнения: Windows 10 нуждается в 1 ГБ оперативной памяти и 32-гигабайтным носителе информации. Столь жестких требований к процессору и наличию модуля TPM, как у Windows 11, у нет.

Примечательно, что после анонса новой Windows 11, состоявшегося 24 июня 2021 г., в мире резко вырос спрос на модули TPM 2.0. Закономерно подскочили и цены, причем многократно.

В конце июля 2021 г. Microsoft уточнила, что в некоторых случаях Windows 11 с одобрения компании сможет поставляться с настройками, не требующими активации модуля TPM. Издание Tom’s Hardware предположило, что таким образом Microsoft сохраняет для себя возможность продвигать свою новейшую ОС на рынках, где TPM запрещены или не используются по иным причинам. К таковым издание, в частности, отнесло Китай и Россию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector