Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем России 33 миллиона бюджетников и чиновников?

Неоправданно большое количество чиновников России тянут вниз ее экономику

В России насчитывается примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек. Несмотря на снижение числа госслужащих почти на 100 тыс. по сравнению с 2009 годом, совокупные расходы на оплату их труда существенно выросли и продолжают расти. Самые большие аппетиты — у высших госслужащих, численность которых составляет около 40 тыс. человек.

  • Сколько в России чиновников
  • Больше чем в СССР, но меньше чем в Канаде
  • Зачем России 33 миллиона бюджетников и чиновников?
  • Сколько же получают российские чиновники

«Страна бюрократов»: зачем России столько чиновников?

Государство традиционно считается крупнейшим работодателем в России. В той или иной мере на него трудится практически каждый второй гражданин, который встает утром на работу. Среди этой огромной массы трудящихся выделяется армия государственных служащих – чиновников, которые вольны решать судьбы людей. Одних только федеральных чиновников насчитывается около 1,4 млн человек, а это уже около 2% от общей численности экономически активного населения. А ведь еще есть чиновники муниципального и регионального уровней, численность которых также огромна. В контексте этого, а также непомерно раздутых расходов на чиновничий аппарат нет ничего странного в том, что у многих возникает идея сократить эту армию.

Такую идею, например, высказывал Алексей Кудрин, предлагая в целях экономии уволить 30% чиновников. В поддержку к нему выступила Татьяна Голикова, глава Счетной палаты. Такие стремления обусловлены историческими факторами. За все время существования Российского государства, никогда бюрократическая армия не была столь огромной. Даже во времена Сталина численность чиновников составляла 10 служащих на 1 тыс. населения, после чего непрерывно падала до начала 00-х. Чтобы сегодня вырасти до показателя в 16 чиновников на 1 тыс. граждан. Так что призывы сокращать их вполне оправданы. Но давайте разберемся в проблеме.

Много – не всегда плохо

Дело в том, что сама по себе численность чиновничьего аппарата не такая уж и раздутая, как нам кажется, особенно в сравнении с другими странами. Например, в Скандинавии их раза в 3 больше, в Германии, Соединенных штатах, Израиле и странах Европы их количество вполне сравнимо с российским госаппаратом. Проблему можно узреть в ином. Так, в частности, особого внимания требует структура власти и система ее построения. Большинство развитых стран выстраивают государственный аппарат снизу вверх. Вот, например, Америка, где федеральный уровень власти представлен 850 тысячей чиновников, а регионы и муниципалитеты – 1,7 млн. У нас же все наоборот: «федералы» составляют армию из 1,4 млн чиновников, в то время как «на местах» работает лишь 730 тысяч. По факту в России построена система, дублирующая чиновничьи функции, где половина из «федералов» только то и делает, что занимается контролем местных госслужащих. В желании иметь контроль над «всем и вся», российскому госаппарату удалось создать машину, лишающую местную власть «возможностей для маневров».

Но если не касаться численности чиновников, а рассматривать лишь их эффективность, то наиболее остро встает вопрос подотчетности и контроля одних представителей госаппарата над другими. В России, как ни странно, наиболее раздутым считается аппарат исполнительной власти – на них приходится почти 87% всех госслужащих. Законодателей при этом всего 1,5%. Очевидно, что в таких условиях контроль одних над другими, что практикуется в странах с развитым аппаратом, невозможен. А то отсутствие контроля над чиновниками, которое мы наблюдаем сегодня, как раз и вызывает больше всего вопросов у населения.

Чем же занимаются чиновники? В идеале они должны работать на благо общества, делая жизнь людей проще и удобнее. Что же происходит на самом деле? Лучше всего российскому государственному аппарату удается ограничивать возможности россиян, что наиболее ярко наблюдается на примере силового блока. Так, при наличии в нем 2,6 млн человек, мы имеем в 2,5 раза больше полицейских, чем в Соединенных штатах, и в 4 раза больше, чем в Германии и Франции.

Государство, пытаясь реализовать свою монополию на власть, старается проникнуть во все сферы гражданских правоотношений, в то время как на Западе все больше практикуется саморегулирование. Это прекрасно прослеживается в антимонопольной деятельности стран. Например, в Америке за последнее десятилетие антимонопольные структуры завели около 1,5 тыс. дел, подавляющее большинство из которых было направлено на крупных игроков, с оборотом в сотни млн долларов в год. Что в России? За один только 2015 год антимонопольные органы завели около 70 тыс. дел, большинство из которых предусматривало штрафы, в размере около сотни тыс. рублей. Ну разве так должны работать службы, призванные облегчить жизнь?

Сможем ли прокормить?

Отдельного внимания требуют доходы чиновников, которые, по общепринятому мнению, формируются за счет налогов граждан, хотя по факту они имеют множество источников, главным из которых являются сырьевые доходы государства. Частью из них чиновникам приходится «делиться» с населением, поэтому и имеет место несколько каналов дохода. У нас традиционно принято считать лишь зарплаты, однако имеют место и многие другие бонусы – льготы, командировочные, огромные премии, в размере нескольких десятков окладов, в конце концов «откаты» от бизнеса и это не считая прямой коррупции. На сегодня в общей сложности, учитывая представителей компаний с госучастием и менеджмент государственных корпораций, в России насчитывается около 5,5 млн служащих, при наличии которых трудно вообще что-либо говорить про эффективное управление. Такой аппарат разросся всего за последние 25 лет – еще в начале российской самостоятельности чиновников было лишь около 1 млн.

Такую «орду» можно сравнить с численностью населения всех трех прибалтийских стран вместе взятых, тем более что их аппетиты «съедают» около 7 трлн рублей, а это немного меньше половины всех государственных доходов. И это только зарплата, без учета всех остальных бонусов, которые дает многим государственная служба. Но и этого вполне достаточно, чтоб сказать, что их доходы выше мировых стандартов. Например, Международная организация труда считает, что зарплаты чиновников не могут быть выше чем в 4 раза средней заплаты по стране. И в усредненных выражениях этот норматив соблюдается – средняя зарплата федеральных чиновников составляет около 115 тыс. рублей при 37 тыс. рублей средней зарплаты по стране. Но как быть с сотрудниками аппарата правительства, средняя зарплата которых достигла 230 тыс. рублей, с администрацией президента, где оклад превышает 218 тыс. рублей, со Счетной палатой, сотрудники которой ежемесячно насчитывают себе по 180 тыс. рублей?!

Читать еще:  График проветривания при коронавирусе — скачать образец

Те, кто служат на пользу населения, фактически проедают страну. Мало кому понятно, зачем главе «Газпрома» зарплата в 3 млн рублей, а главе РЖД доход в 700 тыс. рублей в день! В условиях, когда мы остро ощущаем нехватку объектов социальной инфраструктуры, когда у нас разваливаются больницы, а вместо школ строятся стадионы, народу не понять, почему государственные средства по большей части должны оседать в карманах «избранных». Отсюда и желание большинства попасть в этот пул – госслужащими мечтает стать около 85% всего взрослого населения России. И такие тенденции мало кого удивляют.

Мне бы на госслужбу

Чиновником быть хорошо не только из-за имеющейся в руках власти. Во-первых, это социальная защита, претендовать на которую может любой госслужащий – его не могут просто так уволить, лишь по желанию начальника, как это происходит на любом заводе или шахте. Во-вторых, это социальные льготы: удлиненный отпуск, поставленный в зависимость от стажа, медицинская страховка, оздоровление, ведомственные пансионаты и т.д. Все это само собой не доступно простым гражданам. Но главное – это контроль и полномочия, которыми обладают чиновники. Безусловно, большинство госслужащих, особенно мелких, не контролируют распределение ресурсов, но те, кто контролируют, чувствуют себя как «сыр в масле». И тут речь даже не в криминале, коррупции и откатах – если ты контролируешь или имеешь влияние на ту сферу, где твои «подельники» имеют бизнес, жить на зарплату ты не будешь. Тут нет никакого криминала – есть лишь интересы.

Госслужба дает свои преференции даже тем, кто ушел из нее. Например, пенсии, которые в максимальном выражении могут достигать 75% от среднего оклада, в то время как пенсия обычных людей в лучшем случае достигает 35-40% от заработка. 75% – это, безусловно, верхний предел для служащих, которые уходят на заслуженный отдых с государственной должности, проработав 25-30 лет. Но это не самые высокие пенсии – куда выше могут получать представители аппарата региона или муниципалитета, которым местные законы могут устанавливать индивидуальные пенсии, исчисляемые сотнями тысяч рублей. Вот тут точно несправедливо.

При всем этом складывается очень интересная ситуация, когда власть имущие год от года твердят, мол, надо сокращать чиновников, а на деле, по данным Росстата, их армия лишь продолжает расти. Почему это происходит? Дело в том, что ежегодно, под определенные нужды или проблемы создаются специальные аппараты, службы или ведомства. Когда проблема решается, ликвидацию новосозданных служб никто не проводит, отчего и получается непомерно раздутый чиновничий аппарат. Само собой, стране нужны госслужащие, и может быть даже в таком количестве, но при этом нужно понять, есть ли от них такой толк и эффективность, которых от них ждут. Главное, для такого анализа не создавать дополнительные ведомства.

Больше чем в СССР, но меньше чем в Канаде

Это не самый низкий показатель. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Подсчитать число чиновников в различных странах затруднительно — таких данных в ОЭСР и других крупных международных организациях не оказалось, а национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее даже консервативная оценка, проведенная РБК, показывает, что в России далеко не самая большая численность бюрократии.

Космические зарплаты

Дело, видимо, в том, что сознание слуг народа определяет совсем другое бытие. По данным Минфина, которые привёл РБК, зарплата Антона Силуанова, главы ведомства, превысила среднюю по стране в 47 раз и составила 1 млн 730 тыс. руб. в месяц. Главы Минэкономразвития Алексей Улюкаев (которого в течение всего 2017 г. судили за взятку и в итоге приговорили к 8 годам колонии) и Максим Орешкин в 2016 г. получали по 1 млн 220 тыс. руб. (в 33 раза больше среднего). Среди тех, чьи доходы были раскрыты (не опубликованы зарплаты министров силового блока и президента), больше всего порадовала своими успехами глава Центробанка Эльвира Набиуллина — её заработок превысил средний по стране в 61 раз и составил 2 млн 250 тыс. руб. Самыми скромными оказались зарплаты членов Совета Федерации — 385 тыс. руб. в месяц, или всего в 10,5 раза выше средней по России. А вот средняя зарплата всех федеральных чиновников составила в 2016 г. «всего» 116 тыс. руб. — следует из данных Росстата.

С 1 января 2018 г. оклады бюджетников, включая перечисленных, ещё и проиндексированы на 4%. Это требование знаменитых «майских указов», согласно которым в том числе предполагалось, что зарплата учителей, врачей, спортсменов и учёных будет выше средней по России в 2 раза. Однако если брать зарплаты всех работников образования и здравоохранения, то сегодня только у 40% представителей этих групп бюджетников зарплата выше средней, у остальных 60% она гораздо ниже средней по стране.

Зарплаты чиновников не индексировались 4 года из-за экономической ситуации в стране. Не индексировались, но. при этом всё равно могли увеличиваться — например, потому, что ведомствам разрешено в ограниченном масштабе использовать зарплатный фонд по вакантным должностям для дополнительных выплат работникам. Разрешены (в прошлом, правда, на некоторое время приостановленные президентом) многомиллионные выплаты за совмещение многими крупными чиновниками должностей «зиц-председателей» или выполнение других представительских (читай — лоббистских) функций в госкомпаниях и иных частно-государственных и общественных организациях (например, один вице-премьер В. Мутко представительствовал в ряде олимпийских и футбольных организаций России).

Читать еще:  Какие виды деятельности подпадают под УСН?

Рост не остановился даже после 2015 г., когда президент Путин подписал указ о сокращении зарплаты себе, премьер-министру, парламентариям, сотрудникам аппарата правительства и собственной администрации, а также руководству спецслужб. Кстати, президент продлил действие указа о снижении зарплаты главы государства и премьер-министра на 10% до 31 декабря 2018 г.; его доходы в 2016 г., по данным пресс-службы, составили 8,86 млн руб., или более 738 тыс. руб. в месяц.

Нужно отметить, что высшие чиновники отличаются от нас и структурой доходов. Зарплата в нём составляет не самый большой процент — у того же Силуанова, согласно декларации, — всего пятую часть. Самый большой разрыв между зарплатой и доходами журналисты обнаружили у министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, ранее работавшего в бизнесе. При заработке 453,9 тыс. руб. он задекларировал ежемесячный доход аж на 48,5 млн, или в 1320 раз больше среднего заработка. Чтобы заработать столько, обычному работнику потребуется 110 лет!

Откуда же у государевых людей берутся такие деньги? Злые языки говорят о наличии у некоторых высших чиновников дополнительных доходов, бонусов и гонораров, отражённых в закрытых данных банковских, страховых и риелторских компаний, размеры которых подчас многократно превышают официальные зарплаты.

Кто такие госслужащие и бюджетники и сколько они получают

К категории госслужащих относятся:

  • таможенники;
  • налоговые инспекторы;
  • специалисты погранслужбы ФСБ;
  • Роспотребнадзор;
  • сотрудники миграционной службы.

В 2012 году президент РФ подготовил указ о повышении зарплаты государственный служащих. Рост заработной платы таких специалистов планировался значительный. За несколько лет на эту программу предполагалось потратить 4,6 трлн рублей. Часть из них покрывал федеральный бюджет, а часть региональный. Однако очередной кризис внес в эту программу свои коррективы. Нет, индексация зарплат госслужащих действительно будет, но плавная. Однако в ближайшие месяцы повышения окладов ждать не стоит.

В 2020 году повысить зарплаты удалось только семи категориям бюджетников из 12. Для формирования представления о зарплатах бюджетников обозначим средние заработные платы работников науки и образования по регионам:

  • Москва – 39 600 рублей;
  • Санкт-Петербург – 31 600 рублей;
  • Нижний Новгород – 17 600 рублей;
  • Красноярск – 17 700 рублей;
  • Омск – 15 400 рублей;
  • Казань – 21 тысячу рублей;
  • Екатеринбург – 20 700 рублей;
  • Волгоград – 15 700 рублей;
  • Воронеж – 18 500 рублей;
  • Пермь – 21 300 рублей;
  • Ростов-на-Дону – 20 500 рублей;
  • Самара – 21 700 рублей;
  • Уфа – 9 100 рублей
  • Челябинск – 19 500 рублей.

По данным Минфина, число государственных служащих в этом году составляет 675,5 тысяч человек. В регионах работает также около 309 тысяч госслужащих. Их средняя зарплата составляет 39 тысяч рублей. При этом разброс достаточно большой: например, в столице такой специалист получает 60 тысяч рублей, а в Дагестане и Ингушетии около 25 тысяч. Именно на Кавказе, к слову, зафиксирована и самая низкая средняя заработная плата в принципе и именно у госслужащих.

Специалисты бюджетной сферы: медики, педагоги, работники культуры, получают заработную плату, которая формируется из средств федерального и местного бюджетов. Однако их заработная плата обычно значительными суммами не радует. Так, индексация становится для них единственным способом повышения заработной платы.

skeptimist

Соотноси всё с вечностью

Вклад чиновников РФ в развитие страны: общий обзор

Итак, в РФ работает, не покладая рук, 6 млн. чиновников, что почти в три раза больше, чем в СССР. Но экономика СССР по крайней мере давала 13-14% от мирового ВВП, а наша по последним данным — 1,7%. Более того, в СССР всё было государственным, а в РФ львинной долей ресурсов и производства владеют частные корпорации, и мы их в расчёт не берём.

Однако каждый второй россиянин работает на государство. И вопрос: зачем РФ 33 млн. бюджетников, остаётся риторическим.

Государство — крупнейший в России работодатель. Прямо или косвенно на него трудится половина из тех, кто вообще ходит на работу. В США — только 17%, и то власти этой страны стонут: много, слишком большая нагрузка на бюджет. Странно, уже лет 20 «строим капитализм», а питаться предпочитаем от щедрот государевых. Эксперты говорят: Россия умудрилась «скрестить ужа с ежом», у нас от капитализма одни «свинцовые мерзости», а буржуазных благ нет, потому что главный у нас — не буржуй, а чиновник и госслужащий.

НА ОДНОГО БЮРОКРАТА — ОДНА СЕКРЕТАРША

Чиновников у нас, говорит Росстат, 1 млн. 107,3 тыс. человек. Но в любом министерстве вы найдете еще и секретарш, уборщиц, работников столовых, водителей и прочих нечиновников. А зарплата им из бюджета капает. Если посмотреть, сколько физически людей сидит в красивых (и не очень) зданиях с гербом и флагом, заметим, что на одного настоящего бюрократа приходится один из «обслуги» (такую пропорцию вывел журнал «Вопросы экономики»). Вот вам еще миллион.

В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?

Армию мы сокращаем, полицию наращиваем. Россия меньше, чем СССР, а полицейских больше, чем тогдашних милиционеров. На огромную страну тогда приходилось лишь 628 тыс. «анискиных».

Что дал такой прирост полиции? Вопреки распространенному мифу с преступностью в Союзе был полный швах. В 1989 году в РСФСР зафиксировано 12,4 убийства на душу населения, а в Германии — лишь одно. СССР занимал пятое место в мире по этому печальному показателю, уступая пальму первенства только странам вроде Колумбии.

Но сегодня, хотя кадров в МВД больше, убийств тоже больше — 15 на 100 тыс. населения! Остается утешаться тем, что мы не Бурунди, там 22. А в Монако — ноль. Наверное, душат жители княжества противников в объятиях дружбы.

Читать еще:  Таможенное оформление алкогольной продукции

ГУПы РЕШАЮТ ВСЕ

В России только федеральных унитарных предприятий — это прямая форма госсобственности — 5700. Немногим меньше акционерных обществ с полным или частичным присутствием государства — 3674. Из общего числа фирм и компаний (около 4,8 млн.) у федеральной власти — 2,8%, у муниципальной — 5,4%. Немного?

Однако штука в том, что госкомпании очень крупные. Пять самых больших компаний в России — именно государственные. Это РЖД (1 млн. чел.), Газпром (400 тыс. чел.), «Связьинвест», Сбербанк и «Роснефть». В них суммарно — 2 млн. чел.

Мне возразят: ну какие же Сбербанк или Газпром государственные? Там и частный капитал есть! Вот-вот, и Росстат так же думает. И компании, где у государства лишь толика, считает частными. Но если фирма в первую очередь решает государственные задачи и ради этого даже поступается прибылью — разве частная она?

Власть вроде бы понимает, что государства «слишком много». Так, еще в далеком 2005 году Президент России Владимир Путин признал: такая избыточность станет причиной замедления экономического роста. В том году рост ВВП составил 6,4%, в 2012-м — 3,4%. Замедление вдвое — не только из-за госзасилья, говорит Игорь Николаев из компании ФБК, но его вклад есть.

— На государство работает даже больше, чем получилось в результате ваших подсчетов, — говорит Николаев. — В стране огромное количество предприятий, формально частных, но встроенных в госсистему так прочно, что они и дыхнуть свободно не могут.

Даже мелкие бизнесмены — под колпаком. В прошлом году в стране прошло 2,6 млн. проверок бизнеса, бюджет содержит 161 тыс. контролеров.

Избыточный контроль — источник коррупции, пишет в одной из своих работ экономист Ирина Каплинская. И дело не только в том, что бизнесмен предпочитает отмазаться. Всевластие государства порождает у предпринимателей соблазн: качество товаров и услуг не улучшать, ни с кем не конкурировать, а продавить нужный закон, объясняет Каплинская. И если в западных странах давят через легальных лоббистов, у нас — подковерно, подкупая чиновников и депутатов.

РАЗМЕР НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ?

Дело не в том, много или мало народу работает на государство, говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

— У нас государство жесткое, многоголовое, избыточное там, где не надо, и слабое там, где надо, например, в здравоохранении и образовании, — считает он.

Это отражается в таком параметре, как отношение расходов бюджета к ВВП. По этому критерию экономисты судят, сколько денег государство готово потратить на развитие гражданина, на то, чтобы он был счастлив, образован и здоров. Если в России это 36%, то в странах вроде Германии или Норвегии — 50 — 52%.

— Поскольку у нас лучший бизнес — это сесть в чиновничий кабинет и давить этот самый бизнес, в госуправление устремляются безответственные любители легких денег, — говорит экономист.

И завершает свои рассуждения анекдотом:

«- А что, Ваня устроился? — Нет, все еще работает».

Дескать, у нас все «устраиваются» в госкормушки, а работать некому. В ответ и я пошутил: на Западе есть рейтинг Doing Businnes («Делаем бизнес»). А у нас — «Доим бизнес». Гринберг посмеялся. Хотя как-то невесело.

Служащие показывают чудеса размножения

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что «чиновников в России больше, чем в Советском Союзе во всех республиках, вместе взятых». Однако в 1985 году в системе гос­управления СССР работало 2,4 млн. чел., РСФСР — около 1 млн. чел. В России, напомним, 1,1 млн. Так что насчет «всех республик» погорячились. Другое дело, что чиновники в России хорошо размножаются. С 2000 по 2008 год их стало больше в 1,7 раза. Рост шел в основном за счет областных служащих — их число увеличилось в 2,25 раза. Быстро растут и зарплаты, например, у российских федеральных госслужащих за 2012 год — на 13,1%.

А что «у них»? Скажем, в США 2,1 млн. government employee — это чиновники плюс офисный планктон, нанятый государством. Цифра — как у нас, но население США более чем вдвое больше нашего, так что концентрация чиновников там меньше.

«Мы построили компрадорский капитализм»

Что же это за строй в России такой установился? Вроде бы рынок, а народ на государство «впахивает». Этот вопрос мы задали директору Института проблем глобализации Михаилу Делягину.

— В России установился компрадорский капитализм. Вообще-то компрадорскими называются компании, которые работают в какой-либо стране не ради интересов этой страны, а исполняя волю иностранцев. У нас парадокс в том, что компрадорскую политику проводит само государство. Среди прочего оно не дает развиваться собственному бизнесу, именно поэтому на государство трудится так много людей.

Для России это не новая ситуация. Из нее два выхода. Первый: правитель осознает, что элита зарвалась, и объявляет ей войну. Так поступили Иван Грозный, Петр Великий и даже мягкий Александр II. Второй: элита, когда видит, что украсть больше нечего, пакует чемоданы и едет проматывать награбленное за рубежом, а вы живите, как хотите.

Нельзя взять и «заморозить»

Реальные доходы населения действительно могут упасть. И виной будет идея Минфина, которая изначально – во благо. Почему? Потому что зарплаты чиновников – это тоже доходы населения. Конечно, госслужащий в Москве получает 150−200 тысяч рублей, соглашается Алисен Алисенов. Но в регионах доходы госслужащего-специалиста будут в разы ниже.

Отсутствие индексации снизит потребительский спрос, что затормозит потребительский рост, – заметил эксперт

Алисенов считает, что властям стоит выбрать другие способы экономии. Например, привлекать инвестиции бизнеса в инфраструктуру. А взамен давать предпринимателям налоговые послабления.

Развитие государственно-частного партнерства всегда дает положительный экономический эффект, в отличие от урезания зарплат чиновников в том или ином виде, – заключил эксперт

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector