Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водный налог налоговая база плательщики ставки nalognalogru

Статья 333.12. Налоговые ставки

Статья 333.12. Налоговые ставки

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 1 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

1) при заборе воды из:

поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной

из поверхностных водных объектов

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. электроэнергии

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Реки бассейна Баренцева моря

Бассейн озера Байкал и река Ангара

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

Прочие реки и озера

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 настоящей статьи, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65.

Начиная с 2026 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, применяются с коэффициентами, определенными в соответствии с настоящим пунктом для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в пункт 2 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

При добыче подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ пункт 3 статьи 333.12 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

3. Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

Читать еще:  Формирование прямых расходов по налогу на прибыль

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

4. Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

5. Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Налоговые базы и ставки для федеральных налогов

Налог на добавленную стоимость (НДС). База — стоимость реализованных товаров, работ, услуг (ст. 153 НК РФ). Ставки: 0%, 10% и 20% в зависимости от того, какие товары и кому реализуются (ст. 164 НК РФ).

Акцизы. База — объём или стоимость реализованных подакцизных товаров (ст. 187 НК РФ). Ставки зависят от конкретного товара (ст. 193 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). База — денежное выражение доходов физического лица (ст. 210 НК РФ). Ставки: 9%, 13%, 30%, 35% в зависимости от вида доходов (ст. 224 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. База — денежное выражение прибыли (ст. 274 НК РФ). Ставки: 0%, 5%, 9%, 13%, 15%, 20%, 30% в зависимости от того, какие доходы привели к образованию прибыли и какая организация их получала (ст. 284 НК РФ).

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. База — одно добытое сухопутное животное или тонна водных биологических ресурсов. Ставка зависит от вида добычи (ст. 333.3 НК РФ)

Водный налог. База — объём забранной воды, площадь акватории, количество произведенной электроэнергии или произведение объёма сплавляемой древесины на расстояние сплава в зависимости от вида использования водных ресурсов (ст. 333.10 НК РФ). Ставка тоже зависит от вида использования водных ресурсов (ст. 333.12 НК РФ).

Государственная пошлина. Налоговая база НК РФ не установлена, но фактически это услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска. Ставки зависят от конкретного действия (гл. 25.3 НК РФ).

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. База — денежное выражение дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на участке недр (ст. 333.50 НК РФ). Ставка: 50% (ст. 333.54 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). База — стоимость или количество полезных ископаемых, добытых из недр и извлеченных из отходов добывающего производства в зависимости от вида ископаемого (ст. 338 НК РФ). Ставки тоже зависят от вида ископаемого (ст. 342 НК РФ).

Методика исчисления и уплаты водного налога

Статьи 333.9 и 333.10 НК РФ устанавливают следующие объекты обложения водным налогом и способы определения налоговой базы по ним:

Лесосплав в плотах и кошелях

Признан льготным достаточно широкий круг случаев использования водных ресурсов, перечисленных в п. 2 статьи 333.9 НК РФ. Закрытый список состоит из 15 пунктов.

Плательщик водного налога обязан самостоятельно исчислить причитающуюся в бюджет сумму налога, умножив налоговую базу на соответствующую ставку и применив все установленные повышающие коэффициенты, по каждому виду водопользования. Результаты нужно сложить и внести в декларацию.

Налоговым периодом по водному налогу признаётся квартал. Следовательно, по окончании каждого квартала плательщик водного налога обязан представить декларации и уплатить налог – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

Декларация должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Иностранные организации также подают копию декларации в ту налоговую инспекцию, где зарегистрирован орган, выдавший лицензию на водопользование.

Также по водному налогу в настоящее время складывается весьма интересная и неоднозначная судебная практика. Часто налоговые органы на местах обращаются в вышестоящие инстанции для разрешения спорных ситуаций. Учитывая, что водопользование без лицензии строго наказывается не только налоговыми органами, но также в административном и даже уголовном порядке, будет правильно пользоваться данным опытом, рекомендациями и консультациями в местных органах власти.

Основные моменты ↑

Что говорится в законодательстве РФ о налоге за водопользование. Какие сроки его уплаты, кто является налогоплательщиком, за что именно стоит платить? Как определить налоговую базу?

Нормативная база

С 2005 года начала действовать гл. 252 НК России о водном налоге. Плательщик водного налога – это предприятие, ИП и физическое лицо (ст. 333.8 НК), которые используют водоемы согласно законодательным актам (п. 1 в редакции закона от 24 ноября 2020 № 366-ФЗ).

Не являются плательщиками такого налога ООО, физлица, что пользуются водными ресурсами в соответствии с условиями договора, или решением о возможности использовать водные объекты.

Об этом говорится в Водном кодексе РФ п. 2 закона от 03 июня 2006 № 73-ФЗ. Водопользование может быть специальным и особым.

Под специальным понимают использование водных объектов для питья или быта граждан, для сельскохозяйственных, промышленных, энергетических целей, лесоперерабатывающей отрасли.

В эту же категорию относятся и сточные воды. Водный объект – местность, на которой есть водоем или вода собрана под землей:

  • поверхностная вода (речка, ручей, пруд, болото, ледник, канал);
  • подземная вода;
  • вода морей;
  • море на территории, что относится к РФ.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от вида объекта, что облагается налогом и налоговой базы (ст. 333.12 НК).

Не стоит путать налог за водопользование и плату за воду. Второй тип платежа осуществляется только за использование поверхностных водоемов.

Об объектах, что облагаются налогом, говорится в ст. 333.9 п. 2 НК, налоговой базе – в ст. 333.9. Налоговым периодом считается квартал (ст. 333.11).

Согласно Бюджетному кодексу РФ водный налог зачисляется в прибыль федерального уровня (ст. 51). Уплатить сумму необходимо по тому месту, где располагается водный объект, в сроки до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца.

Читать еще:  Аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда

Необходимо предоставить декларацию в налоговые структуры до дат, что установлены законодательством (ст. 333. 15 п. 1 НК).

В том случае, если налогоплательщиком используется не один водный объект в пределах РФ, то документация для осуществления оплаты налога он имеет право в один налоговый орган.

Для этого должно быть соблюдено одно условие – плательщик должен состоять на налоговом учете в отделении, куда обращается.

Что является объектом налогообложения

К объектам, что облагаются водным налогом, относятся:

  • забор воды из водоема.
  • использование водных ресурсов акваторий объектов, сюда не относят лесосплав.
  • реки и моря, когда их воды используются для функционирования гидроэлектростанций.
  • пользование ресурсами российских вод для лесосплава в плоте и кошеле.

Не относят к налогооблагаемым объектам вод РФ:

  1. Произведение забора вод для использования пожарными структурами, а также объектами, что осуществляют ликвидацию последствия чрезвычайных ситуаций от стихий.
  2. Забор воды и использование акватории водного объекта для организаций, занимающихся рыбоводством или производством биологических организмов.
  3. Применение акватории водного объекта для передвижения на судне, что касается и плавательного вида транспорта небольших размеров.
  4. Осуществление госмониторинга водного объекта.
  5. Применение вод для ловли рыбы или охоты.
  6. Осуществление операций по погружению в глубину.
  7. Другие действия.

Облагаемая база

Налоговую базу определяют относительно определенного объекта в индивидуальном порядке:

  1. Если производится забор воды, тогда учитывают объем воды, что была забрана в течение налоговых периодов. Учтите, что налоги стоит уплачивать не в региональные органы, а на федеральные счета. Показания можно будет посмотреть на водоизмерительных приборах, которые записываются в журнале первичного пользователя.
  2. Если используется акватория водного объекта, при определении размера налога учитывают площадь водного ресурса, что предоставляется в использование.
  3. Если используется водоем для функционирования гидроэлектростанций, учитывают электроэнергию, что была произведена в налоговом периоде – 1000 кВтч энергии.
  4. Если водоем используется для сплавов дерева в плоту или кошеле, то учитывают объем древесного материала, что сплавляется в налоговом периоде (в тысячах м3), расстояние сплавов (в километрах), что поделено на 100.

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Когда налог на воду не уплачивается?

Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:

  • забираете воду для специфичных целей: ликвидации последствий аварий, нужд пожарной безопасности или для обеспечения работы судового оборудования;
  • производите забор воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • используете акваторию для определенных операций: орошения сельхозземель, поливки огородов, разовых посадок воздушных судов, стоянки плавсредств, проведения дноуглубительных работ, размещения и строительства гидротехнических сооружений и т. д.

Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.

Исчерпывающую информацию, касающуюся водного налога, узнайте здесь.

Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).

Как влияет на налоговую нагрузку налоговая политика государства, рассказано в этой публикации.

Водный налог налоговая база плательщики ставки nalognalogru

Скригаловская Е. А.,
практикующий бухгалтер

Некоторые вопросы исчисления водного налога

Организация, осуществляющая забор воды из водных объектов, имеет обязательства перед бюджетом. В частности, она должна иметь лицензию и уплачивать водный налог. При исчислении этого налога следует обратить особое внимание на применение пониженной ставки в отношении водоснабжения населения.

Водный налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

  • забора воды;
  • эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;
  • гидроэлектроэнергетики.

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды (налоговую базу), при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема и так далее.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Если вы забираете воду для того, чтобы использовать водный объект, вам необходимо получить лицензию в территориальном отделении Минприроды. В ней фирме устанавливают лимит забора воды.

В целом исчисление водного налога нельзя назвать сложной операцией: сумма налога по итогам каждого налогового периода равна произведению налоговой базы и соответствующей ей ставки (п.2 ст. 333.13 НК РФ). Налоговым периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ). Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п.2 ст. 333.10 НК РФ).

Ставки дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна реки (пп.1 п.1 ст. 333.12 НК РФ). При этом важно помнить, что при заборе воды с такой социально значимой целью, как водоснабжение населения, налог уплачивается по ставке в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды независимо от водного объекта (п.3 ст. 333.12 НК РФ).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Сумму налога платят по месту нахождения водного объекта и полностью зачисляют в федеральный бюджет.

Если организацией пробурена артезианская скважина, но вода из нее не добывается, обязанности уплачивать налог нет (постановление ФАС ЦО от 07.10.2010 № Ф10-4045/10 по делу А48-2/2010). Вместе с тем, по мнению Минфина, в данной ситуации при наличии лицензии на пользование недрами необходимо представлять налоговую декларацию (письмо от 07.11.2006 № 03-07-03-04/39).

Налоговая база

Согласно п.1 ст. 333.10 НК РФ налоговая база определяется отдельно для каждого водного объекта по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения. Кроме того, если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база и сумма налога определяются применительно к каждой ставке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н. В этом приказе есть и инструкция по ее заполнению.

Налоговая декларация

В декларации сначала заполняют подразделы 2.1–2.4. Какие из них нужно заполнять вашей организации, зависит от того, как она использует водные объекты.

Номера подразделов, соответствующие видам водопользования, приведены в таблице.

Вид водопользованияНомер раздела
Забор воды2.1
Использование акватории водного объекта
(за исключением лесосплава)
2.2
Эксплуатация гидроэлектростанций2.3
Использование акватории водного объекта для лесосплава2.4

В соответствии с п.5.1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу, утвержденного приказом Минфина РФ от 03.03.2005 № 29н, раздел 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» декларации заполняется отдельно не только по каждому водному объекту с учетом целевого использования забранной воды, но и по каждой лицензии.

Исходя из п.5.1.4 указанного порядка при осуществлении забора воды из подземных водных объектов в строке 025
«Водный объект (наименование)» раздела 2.1 декларации проставляется регистрационный номер артезианской скважины. Получается, что при наличии нескольких скважин налоговая база и сумма налога определяются в отношении забора воды из каждой из них. Аналогично, если организация забирает воду в нескольких местах одной и той же реки, ей нужно подготовить столько экземпляров подразделов, сколько у нее лицензий.

Порядок заполнения подразделов 2.1–2.4 идентичен. Единственная разница – в них указывают ставки налога и налоговую базу, которые соответствуют типу водопользования.

Общую сумму налога за пользование водными объектами определяют как произведение объема полученной воды на соответствующие налоговые ставки.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налоговым периодом по водному налогу является квартал.

Для расчета можно использовать формулу:

Строка 080 х строка 100 + Строка 090 х строка 110 = Строка 120

Нулевая декларация

«Нулевая» декларация по водному налогу существует. Пояснение по этому вопросу дано в п.7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ». В нем сказано, что обязанность представить декларацию по водному налогу, в том числе «нулевую», возникает в силу наличия статуса плательщика водного налога, то есть при наличии решения либо лицензии (договора) на водопользование. Обязанность представить декларацию не зависит от наличия или отсутствия объекта обложения водным налогом (использует организация акваторию, осуществляет забор воды или нет).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Декларацию по водному налогу фирмы представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения водных объектов. Сделать это нужно не позднее 20 дней после окончания налогового периода.

Ответственность

Если компания задержит подачу декларации, ее оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога (на основании декларации за каждый месяц), но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если ваша фирма превышает установленный лимит, то ставка налога за сверхлимитный объем забора воды увеличивается в пять раз.

Оштрафовать вас могут и в том случае, если компания обязана представлять декларации в электронной форме, а делает это на бумажном носителе. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Применение пониженной налоговой ставки

Как уже было указано, для организаций, осуществляющих забор воды в целях водоснабжения населения, правомерно применение ставки в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды. Однако право на такую ставку не всегда бесспорно.

ПОЗИЦИЯ СУДА

В налоговом и водном законодательствах, а также в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность организаций водопроводноанализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения населенных пунктов, отсутствует определение понятия водоснабжения населения. Поэтому исходя из положений п.п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ нельзя признать правильным вывод о том, что спорная ставка водного налога, установленная при заборе воды для водоснабжения населения, подлежит применению только в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения жилищного фонда.

Одна из проблем заключается в том, что именно понимается под такой целью забора воды, как водоснабжение населения (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В письмах от 20.12.2005 № 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 № 03-07-03-02/24 Минфин разъяснил, что применять рассматриваемую налоговую ставку вправе налогоплательщики, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда).

Впрочем, как справедливо заметил Минфин в письме от 01.11.2010 № ШС-37-3/14561, из положений ст. 333.12 НК РФ не следует, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда. В этом письме, адресованном Минфину с целью узнать его мнение по данному вопросу, приведены два судебных постановления, в которых арбитры поддержали налогоплательщиков в том, что ставка в размере 70 руб. за 1000 куб. м применяется в отношении воды, забранной не только для водоснабжения жилищного фонда, но и для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений, организаций (см. постановления ФАС УО от 27.11.2008 № Ф09-8843/08-С3, ФАС СЗО от 06.08.2007 № А05-809/2007).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, водопользователь обязан бесплатно представлять в территориальный орган Росводресурсов результаты учета объема забора водных ресурсов и их качества (порядок ведения учета утвержден приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205).

Забор воды из поверхностных водных объектов. Неналоговая плата

Согласно п.2 ст. 333.8 НК РФ организации, осуществляющие водопользование на основании договоров, заключенных после введения в действие ВК РФ, не признаются плательщиками водного налога. Эти водопользователи обязаны вносить в бюджет неналоговую плату, размер которой является существенным условием договора водопользования (пп.4 п.1 ст. 13 ВК РФ).

Если же водопользователь осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на основании разрешительных документов, выданных до 01.01.2007, он обязан уплачивать водный налог (письмо Минфина РФ от 02.07.2009 № 03-06-06-02/4). Однако если «старая» лицензия прекратила действие, а договор водопользования не был заключен вовремя, пользование поверхностным водным объектом в отсутствие разрешающих документов не означает наличие обязанностей плательщика водного налога (постановления ФАС СЗО от 28.06.2010 № А21-8850/2009, от 04.02.2010 № А21-4283/2009).

ПОЗИЦИЯ РОСВОДРЕСУРСОВ

Перерасчет размера платы получит юридическую силу только при условии подписания дополнительного соглашения к договору водопользования и регистрации данного соглашения в государственном водном реестре.

Для заключения договора водопользования организация должна представить в уполномоченный орган заявление с рядом приложений, в частности, с материалами, содержащими расчет размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов (пп.«а» п.8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165). Чтобы рассчитать плату за водопользование, нужно обратиться к правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 764 (этот документ распространяется только на плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности).

Формула расчета платы так же проста, как и алгоритм исчисления водного налога: нужно умножить платежную базу (объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем их забора для передачи абонентам) за платежный период (квартал) на соответствующую ей ставку платы.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876. При этом ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

В договоре водопользования фиксируются цель, виды и условия использования водного объекта или его части, в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов (пп.2 п.1 ст. 13 ВК РФ), а также размер платы, исчисленный исходя из объема допустимого водозабора. Именно эту плату водопользователь обязан перечислять ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector