Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Памятка для родителей детейинвалидов Право на образование

В последние годы общественность все больше внимания стала уделять «особенным» детям, которые нуждаются в особых условиях обучения. Родители инвалидов имеют право выбирать форму обучения ребенка.

Он может посещать общеобразовательную школу, коррекционную организацию или находиться на домашнем обучении.

Это зависит от особенностей заболевания и индивидуальных характеристик ребенка.

Помощь к школе детям инвалидам оказывается в государственных консультационных центрах. Несовершеннолетние нуждаются в поддержке психолога и некоторых других специалистов.

Перед поступлением ребенка в образовательную организацию в 1 класс родителям рекомендуется пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию, где будет проведено комплексное обследование актуального уровня развития дошкольника. По его результатам специалисты выдадут заключение с рекомендациями по дальнейшей форме обучения.

Независимо от выводов комиссии ребенок инвалид в общеобразовательной школе имеет право обучаться на общих основаниях.

Инклюзивное обучение предусматривает, что учащийся посещает обычный класс со здоровыми детьми.

При этом школа должна обеспечить сопровождение ребенка тьютором. Это педагогический работник, прошедший специальное обучение, который должен помогать школьнику на протяжении всего времени посещения ОО.

В законе «Об образовании» права ребенка-инвалида на обучение оговорены отдельно. В школах активно устанавливается оборудование для различных групп инвалидов.

Образовательная организация в обязательном порядке должна быть оборудована пандусом, на входе и в помещениях вешаются таблички для слабовидящих или слепых и др.

Несмотря на это, родители часто выбирают для детей домашнюю форму обучения. При этом учителя должны давать индивидуальные занятия на дому или с помощью дистанционных технологий в том же объеме, что положено по программе в этом классе.

Дополнительно со школьником должен заниматься психолог, социальный педагог, а при наличии рекомендаций и логопед.

Родители имеют право отдать ребенка-инвалида на обучение в коррекционную школу по профилю его заболевания.

Преимуществом этого выбора считается:

  • наличие в образовательной организации специальных учебных пособий для «особых» детей (например, книги со шрифтом Брайля в школе для слабовидящих);
  • занятия с узконаправленными специалистами, знающие особенности детей-инвалидов и применяющих индивидуальный поход;
  • дополнительные кружки и секции, развивающие творческие способности школьников;
  • медицинская помощь;
  • обучение профессии, льготное поступление после окончания школы в СУЗ и др.

Но коррекционных школ не так много по различным профилям заболеваний. Поэтому обычно обучение в них предполагает круглосуточное пребывание.

Не каждый родитель соглашается на проживание ребенка вдали от дома, поэтому они выбирают для школьника инклюзивное обучение.

Что такое права родителей детей-инвалидов?

Кроме существующих прав родителей по отношению к своему ребёнку, зафиксированных в Семейном Кодексе Российской Федерации, существует также и определенная группа прав для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Права этой категории родителей регулируются несколькими нормативными актами:

  • Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года(в сфере реализации права на жилье для семей, в которых есть дети-инвалиды);
  • Трудовым Кодексом Российской Федерации (в отношении реализации основных трудовых прав родителей детей-инвалидов);
  • Указом Президента «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим ежемесячный уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы).

Кроме того, в перечень регулирующих нормативных актов включаются различные Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления тех или иных льгот для самих инвалидов и тех, кто за ними ухаживает.

Всероссийская организация родителей детей-инвалидов ВОРДИ

ВОРДИ появилась в 2018 году. Инициаторами ее создания стали сами родители. Их цель — сделать жизнь своих детей достойной, комфортной и счастливой. В организации активно поддерживают семьи, чьи дети с инвалидностью выросли, но все равно нуждаются в опеке и поддержке.

Лето 2020 года ВОРДИ запустила новый проект — службу социального сопровождения «Семейные приемные». Проект финансируется из федерального бюджета. Пока он действует пилотно в пяти регионах. Со следующего года к ним присоединятся еще пять.

Службы открыты в региональных отделениях ВОРДИ. Специалисты дают родителям информацию о врачах, юристах, социальной защите и реабилитации, то есть консультируют и при необходимости представляют интересы семьи.

Родители — участники сообщества ВОРДИ — не только постоянно поддерживают связь друг с другом, но и меняют общество. Они добиваются принятия законов, важных для улучшения жизни детей и взрослых с инвалидностью. А потом следят, чтобы эти решения исполнялись.

Права ребенка-инвалида в общеобразовательной школе

Они обеспечиваются статьей 19 ФЗ-181 от 24 ноября 1995 года. Так, данные граждане имеют право получать бесплатное обучение в образовательных учреждениях любого уровня.

Если ребенок в силу состояния здоровья не может посещать общеобразовательную школу, то он может быть зачислен в коррекционную. Однако она присутствует не во всех районах.

При отсутствии коррекционной школе в районе можно воспользоваться одним из следующих вариантов:

  • занятия в Центре дистанционного обучения (письмо Минобрнауки РФ от 10.12.2012 года № 07-832);
  • получение образования на дому (ФЗ-273);
  • дома в форме семейного образования (письмо Минобрнауки от 15.11.2013 года № НТ-1139/08).

В последнем случаи родители обязуются самостоятельно предоставить ребенку знания в соответствии с системой ГОСТ-Р. Ребенок проходит в школе промежуточную и государственную аттестацию в установленные сроки.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

Читать еще:  Ветеран Труда Ростовской Области Льготы В 2021 Г

Ранняя помощь: инструкция для родителей

Описание:

Растерянность охватывает родителей особого малыша, когда проходит первоначальный шок при получении инвалидизирующего диагноза. Что делать? Как не потонуть в море информации о болезни? К кому обратиться? Кто поможет прописать маршрут, по которому начнут двигаться родители с ребенком в первые годы его жизни? Какие терапии помогут, а что, наоборот, будет пустой тратой времени и денег, а то и навредит малышу?

От правильных ответов на эти вопросы, от того, насколько квалифицированным и прицельным будет раннее вмешательство, зависит будущее ребенка.

Источник:

Автор:

Правообладатель:

– Диагностика синдрома Дауна происходит, как правило, внутриутробно или когда ребенок только появился на свет. Как всегда в случаях врожденной инвалидности, родители ребенка переживают сильный стресс и чаще всего оказываются один на один со своим горем.

Но для ребенка с СД нет более важного фактора ранней помощи, чем эмоционально сбалансированные, позитивно настроенные и уверенные в своих силах родители, поэтому одним из главных фокусов внимания помогающих организаций, к которым относится и наш центр сопровождения семьи «Даунсайд Ап», является психологическая поддержка родителей.

Очень важно с самого начала дать родителям всю информацию о том, что будущее их ребенка отнюдь не безрадостное, что его жизнь может быть интересной и наполненной смыслом при правильной психолого-педагогической поддержке и социализации. Но родители до сих пор периодически слышат от врачей об отсутствии перспективы для их ребенка, что порождает страх и отчаяние.

И если мы стремимся помочь ребенку с синдромом Дауна как можно раньше, принципиально важно изменить обычную практику сообщения родителям о диагнозе ребенка.

Очень удачный опыт у нас есть в Екатеринбурге и Свердловской области. Совместно с их региональной общественной организацией «Солнечные дети» и клинико-диагностическим центром «Охрана здоровья матери и ребенка» мы разработали протокол сообщения родителям о диагнозе, который благодаря усилиям главного врача Центра Елены Борисовны Николаевой стал нормативным для медицинских учреждений города и области.

Протокол охраняет право семьи на принятие самостоятельного решения (никто не должен убеждать родителей отказаться от новорожденного малыша) и права ребенка расти и воспитываться в семье, а также он помогает врачу, сообщающему о диагнозе, найти правильные слова, правильную форму такого сообщения.

В нашей стране разработана концепция ранней помощи детям с синдромом Дауна, однако остро не хватает государственных центров, осуществляющих такую помощь.

Наш фонд проводил опрос среди родителей в регионах, из которых следует, что именно в первый год жизни ребенка особенно трудно найти специалистов в шаговой доступности.

Чтобы как-то компенсировать эту нехватку, мы стремимся обеспечить информационную и методическую поддержку родителей. На нашем сайте они могут найти большую библиотеку материалов, посвященных помощи детям с СД, которые помогут родителям узнать не только о том, что важно сделать, но и о том, как именно они могут поддерживать развитие малыша. В библиотеку входят книги, журналы и статьи и даже обучающие видеоролики.

Но тут родители сталкиваются с другой проблемой: в интернете очень много информации из очень разных источников, методик раннего развития. Как разобраться со всем этим и выстроить маршрут для своего ребенка?

И здесь снова нужна психолого-педагогическая поддержка родителей. Специалист должен поддержать в первую очередь родителя именно как родителя, то есть человека, который лучше всех может понять своего ребенка и помочь ему.

Задача педагога – объяснить, какие есть у малыша с синдромом Дауна сильные стороны развития, как их использовать, помогая ребенку быть более успешным.

Занятие с использованием развивающей панели – бизиборда. Марфо-Мариинская обитель. Фото диакона Андрея Радкевича

Одна из типичных ошибок родителей на раннем этапе – это акцент на развитии академических навыков. Для маленького ребенка это, например, распознавание цветов, геометрических фигур и тому подобное.

А ключевой фактор в этот период – это установление и развитие правильных отношений с мамой и другими членами семьи, то, как налажена повседневная жизнь ребенка. Важен, назовем это так, вовлекающий контакт, вовлекающий в радостное общение и взаимодействие, в развитие бытовых и социальных навыков. Когда такой контакт установлен, успешнее пойдет и развитие речи, и умственное развитие.

Важно иметь в виду, что дети с синдромом Дауна все очень разные, так же как и обычные дети. У них разные предпочтения и склонности.

Кто-то любит танцевать, кто-то – рассматривать картинки или играть с конструктором. Нужно искать то, что понравится конкретному ребенку и что у него лучше получится, не кидаясь в любой популярный тренд. Очень важно воспитывать в ребенке с СД личность со своими собственными предпочтениями.

Важно понимать, что синдром Дауна как таковой не лечится медикаментозно, однако есть ряд часто сопутствующих ему проблем здоровья. Это, например, заболевания сердца, щитовидной железы. Существует график обследований здоровья ребенка с синдромом Дауна, и его непременно нужно соблюдать, чтобы не пропустить тот момент, когда потребуется медицинская помощь. Но при этом нужно очень осторожно относиться к предложениям провести курсовое лечение тем или иным препаратом для того, чтобы, например, подстегнуть развитие речи.

Читать еще:  Вводится уголовная ответственность за увольнение граждан предпенсионного возраста

На сегодняшний день не существует медикаментозных препаратов, чья эффективность в «лечении» СД была бы доказанной, и во всем мире основным подходом помощи для таких детей считается психолого-педагогический.

Наш фонд продвигает те из методик, эффективность которых была доказана в научных исследованиях, о них можно получить информацию на нашем сайте.

Есть терапии, пользующиеся большой популярностью у семей, в которых растут детишки с СД. Это, например, дельфинотерапия. Многие дети очень любят ее, потому что это огромное удовольствие: тут и вода, и движение, и игра, и общение с симпатичными животными.

В этом смысле дельфинотерапия может быть полезной, как всякий положительный эмоциональный и сенсорный опыт, но мы предупреждаем родителей: не нужно относиться к этой деятельности как к методу развития речи и ждать немедленных результатов.

Дельфинотерапия даст хороший эмоциональный стимул, но для успешного развития речи очень важны занятия со специалистом-логопедом.

Есть еще более экзотические терапии, например, некоторые «специалисты» предлагают подстегнуть речь при помощи медицинских пиявок. На это явно не стоит тратить время и деньги.

Конечно, хорошо, когда в шаговой доступности есть центры, оказывающие комплексную раннюю помощь детям с синдромом Дауна и их родителям. В Петербурге есть Институт раннего вмешательства, в Пскове и Красноярске – центры лечебной педагогики. В Самаре хорошо работают местные государственные организации, там существует целая система поддержки семей.

Но пока что таких организаций в регионах, особенно отдаленных, недостаточно. Часто они возникают на базе родительских общественных организаций. Такие организации есть в разных регионах России: Екатеринбурге, Рязани, Омске, Кирове, Барнауле, Нижнем Новгороде, Уфе. Многие из них являются нашими партнерами. Узнать их контакты можно на нашей интерактивной карте.

В рамках практической реализации государственной Концепции ранней помощи были выбраны два пилотных региона, которые должны развивать модель поддержки семей с детьми с особыми потребностями, Свердловская область и Пермский край. Но ждать, пока система будет обкатана, слишком долго, и наш фонд вместе с нашими партнерами, которых я упоминала выше, стремится к тому, чтобы помогать семьям уже сейчас.

Во всяком случае, контакты наших психологов в роддомах есть уже сейчас, уже сейчас можно получить очную или заочную консультацию педагогов-специалистов по раннему развитию, логопеда, дефектолога, психологов. Также в нашем центре проходят групповые занятия для детей от 6 месяцев до 7 лет и занятия для школьников.

Памятка родителям

  1. Узнав о диагнозе малыша, постарайтесь найти контакты и получить помощь психолога. Это позволит вам принять новую жизненную ситуацию и обрести ресурсное, эмоционально сбалансированное состояние для общения с малышом. Если вы живете в Москве, вы можете обратиться к специалисту «Даунсайд Ап» и поговорить с ним по телефону, скайпу, договориться об очной встрече. Телефон 84993671000
  2. Узнайте о том, какие центры помощи имеются в вашем регионе. Обратитесь за информационной поддержкой на сайт«Даунсайд Ап»
  3. В Центре сопровождения семьи «Даунсайд Ап» вы можете бесплатно получить комплект литературы, записаться на очную консультацию или получить консультацию специалиста на Консультативной форуме. Подробнее о программах фонда можно узнать здесь
  4. Главное для вашего ребенка – это вовлекающий и развивающий контакт с мамой и другими членами семьи, спокойная и доброжелательная атмосфера, налаженный быт и включение малыша в повседневную жизнь семьи. Достижение этого должно стать вашей главной целью на раннем этапе.
  5. Выбирая программу развития для своего ребенка, опирайтесь на один из психолого-педагогических подходов, доказавших свою эффективность у детей с синдромом Дауна. Вы можете узнать о них на сайте «Даунсайд Ап», позвонить и проконсультироваться со специалистами фонда или специалистами профильных организаций вашего региона.
  6. При выборе дополнительных развивающих занятий не стремитесь во что бы то ни стало следовать модным трендам. Действуйте исходя из особенностей своего ребенка, опираясь на его сильные стороны и интересы.
  7. На сегодняшний день не существует эффективной медицинской терапии синдрома Дауна. При этом ребенку необходимо медицинское обследование и наблюдение на предмет выявления сопутствующих заболеваний и их своевременного лечения. Примерный график обследования можно получить здесь . Также можно получить консультацию врача на форме сайта «Даунсайд Ап» «Советы врача»
  8. Из множества разнообразных предложений на рынке услуг для детей с СД, выбирайте те, которые, как минимум, гарантированно не навредят ребенку, а лучше всего те, чья эффективность доказана в научных исследованиях. Старайтесь собрать как можно больше информации из разных и независимых источников, прежде чем потратить время и деньги на то или иное лечение.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.

Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

  • в виде семейного обучения;
  • дистанционно;
  • надомное обучение.
Читать еще:  7 простых советов как увеличить свою будущую пенсию

Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

  • отдельные уроки;
  • кружки и дополнительные занятия;
  • массовые увеселительные мероприятия.

Домашнее образование

Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома. Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:

  • заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
  • справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
  • заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.

Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

  • заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
  • зачисляет ребенка в число учеников;
  • оформляет необходимую документацию;
  • составляет учебный план;
  • назначает учителей для его реализации.

Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.

Дистанционное обучение

Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

  • веб, чат-занятия;
  • телеконференции;
  • телеприсутствие;
  • интернет-уроки.

Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

  1. прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
    • материального положения семейства;
    • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
  2. получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
  3. получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
  4. прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
  5. развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
  6. принять участие в исследовательской деятельности;
  7. получать консультативную помощь специалистов:
    • психологов;
    • медиков;
    • педагогов и других.

Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

Что могут сделать родители?

Любые рекомендации и меры предосторожности бессмысленны, если их важность не осознается участниками процесса. Во время пандемии последствия мир наблюдал на примере стран, население которых не смогло адекватно оценить угрозу. Поэтому «усиленная работа по гигиеническому воспитанию» из рекомендаций Роспотребнадзора равным образом относится как к педагогам, так и к родителям.

Как родителям подготовить себя и ребенка к новым реалиям учебы? Вот несколько рекомендаций:

  1. Напоминайте о правилах гигиены. Прежде всего, объясните наглядно, для чего нужно мыть руки и соблюдать социальную дистанцию. Если ребенок не понимает смысла правил, он не будет их соблюдать. Лучше ежедневно подтверждать важность гигиены на собственном примере. Можно показать специально созданные для детей «мультфильмы про коронавирус».
  2. Обеспечьте ребенка необходимыми средствами безопасности. Даже если в школах появятся дозаторы с дезинфицирующим гелем, лучше снабдить школьника личным антисептиком. Каждый день кладите в рюкзак новую маску. Это особенно важно, если ученик должен добираться в школу и домой на общественном транспорте.
  3. Избегайте очереди на входе. Старайтесь приезжать в школу заранее — так можно избежать очередей при измерении температуры. По возможности не заходите в школу, чтобы не затруднять пропускной поток.
  4. При необходимости оставайтесь дома. Если у вас, вашей семьи или ребенка замечены признаки респираторных заболеваний, оставайтесь дома и обращайтесь к специалисту. Не нужно рисковать здоровьем других детей и учителей.
  5. Будьте готовы к цифровому взаимодействию. Необходимость снижения до минимума физических контактов приведет к тому, что часть социальных контактов будет переведена в дистанционный формат, например, общение всех членов образовательного процесса (родителей, учителей, администрации школы). Такое мнение выразили эксперты отрасли во время конференции «Августовка Учи.ру». Так, за период самоизоляции цифровые родительские собрания уже показали свою эффективность — высокую «явку» на онлайн-встречи, быструю обратную связь между учителями, учениками и родителями. Чтобы общение было эффективным, участникам придется осваивать цифровой этикет: например, строго соблюдать тематику обсуждения, правильно формулировать и адресовать вопросы.
  6. Будьте терпимы по отношению к учителям. У них кратно возросла нагрузка, связанная не только с подготовкой к урокам, но и с проверкой домашних и контрольных работ в дистанционном формате. Это иной вид деятельности, который сейчас все чаще относят к «цифровой дидактике». Период пандемии показал, что впечатление от дистанционного обучения и качества образования было тем выше, чем лучше была налажена коммуникация учителей и родителей.

Следующий учебный год потребует много усилий как со стороны администраций школ и учителей, так и самих школьников и их родителей. Важно понимать, что соблюдение правил в условиях COVID-19 — не локальная норма, а общепринятая непрерывная практика. Успех школьной системы будет зависеть и от гибкости всех заинтересованных сторон, умения находить общий язык и при необходимости переключаться между онлайн- и офлайн-каналами общения и учебы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector