Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где работают психологи? 7 вариантов помимо школы

Первая ступенька в карьерной лестнице психолога — образовательные и дошкольные учреждения. Школьный психолог работает с детьми, родителями или преподавателями, проводит диагностику и консультирует по сложным вопросам. Например, он может следить за адаптацией ребёнка в саду или школе и работать с проблемными детьми. Квалификацию «педагог-психолог» получают в БГПУ имени Максима Танка , БГУ , БрГУ имени А. С. Пушкина , ГрГУ имени Янки Купалы , БарГУ , ПГУ .

Если видишь себя в будущем преподавателем, обрати внимание на специальности « Психология », «Практическая психология» и «Педагогическая психология» в БГПУ имени Максима Танка , БГУ , БГЭУ , БрГУ имени А. С. Пушкина , ВГУ имени П. М. Машерова , ГГУ имени Франциска Скорины , ГрГУ имени Янки Купалы , БИП , МИУ , МГУ имени А. А. Кулешова . С квалификацией «преподаватель психологии» ты сможешь работать в вузах, ссузах и птузах.

Почему российским школам не нужны психологи?

Бывший школьный психолог с 25-летним стажем Марина Понамарева рассказывает о радостях и трудностях в работе и о том, почему она решила покинуть любимую профессию.

Зачем нужны школьные психологи?

Работаю в образовании 33 года. 8 лет пыталась найти удовлетворение в обучении учеников начальных классов. Не сложилось. Не мое. Предложили должность заместителя директора школы по воспитательной работе. Да! То, что нужно! Поскольку школа маленькая, то в обязанности зама входит…. все! От веселых танцев под елочкой до борьбы с наркоманией. Интересно, большое поле для творчества, каждый день не похож на предыдущий. Но со временем поняла: боремся мы с последствиями, так сказать с симптомами болезни, а вот корень проблемы остается нетронутым. Если вовремя сработать с учителем, с родителем, с подростком, то скольких проблем можно избежать в будущем!

Осознав проблему, пошла за вторым высшим образованием – психологическим. Вот здесь и началось самое интересное в моей работе. С директором повезло. Не следит, часы не выверяет, в работу не лезет. Дай только результат. А я и давала. Опыт зама плюс образование психолога — и все складывается как нельзя лучше! За 12 лет никаких эксцессов! Ни одного серьезного конфликта учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. Все разрешается на стадии зарождения. Ни СОП, ни КДН, ни ОДН… На районном учете ни одного подростка. Служба примирения функционирует, нормативные кризисы детей и подростков под контролем психологической службы. На выявление ненормативных кризисных состояний направлена целая система оповещения психолога учителями, родителями, учениками. Дети на прием идут, родители консультируются, педагоги задают вопросы. Все о чем мечтала!

О плюсах работы и важных достижениях

А какие курсы мне позволили вести! «Психология общения», «Психология семьи и брака»! У нас же как получается? Юношество, окончив школу, знает химию и физику, а как общаться, не знает! Ни в семье, ни в коллективе. Химия и физика далеко не каждому пригодятся, а жить-то среди людей всем придется! И что делать? А тут я со своими курсами! И дети благодарны. Институты заканчивают и приходят, «спасибо» приносят! Перед тем, как замуж выйти (или жениться), приходят в школу со своими избранниками — знакомить. С детьми маленькими приходят, совета спрашивают. А я и рада! Они ж своего ребенка через 3-5 лет к нам в школу приведут! И если сейчас ошибок натворят в воспитании — это ж нам потом исправлять! А лечить, как известно, всегда сложнее, чем предупредить. Поэтому я только «за».

А профессию как мы выбираем? Куда подружка — туда и я! Ну, или «где платят больше». Или «мама сказала, что там хорошо»… А потом педагоги на рынке торгуют. И это не потому, что нет работы для педагогов, а просто не нравится молодому человеку с детьми работать, не его это! А ведь 5 лет на бюджете учился, деньги казенные потратил, а все мимо!

И здесь тоже, считаю, мое поле деятельности! Не просто провести диагностику профессиональных способностей и склонностей, но и поговорить с каждым. О его интересах, его радостях от деятельности, о его миссии, наконец. В наших силах сделать так, чтоб появились в стране талантливые медики, педагоги, автослесари, повара, юристы, строители. Просто будущий талантливый парикмахер на стадии выбора профессии должен осознать, что его счастье и его миссия — это именно эта профессия, а не любой ВУЗ, в который хватило баллов для поступления.

80% выпускников идут в ВУЗы! В ВУЗы, которые им неинтересны! Зачем? Чтобы потом на каждом углу возмущаться, что есть диплом и нет работы? Ее и не будет! Так как это, в первую очередь, не надо тебе, а потом уже стране! И, когда после профориентационной консультации от тебя выходит подросток со светящимися глазами, когда звучит «И почему я раньше об этом не подумал? Большое вам спасибо!» вот в этот момент ты думаешь: «Класс! Класс, что я у них есть!» Удовлетворенность деятельностью высочайшая!

Что пошло не так?

И как же так получилось, когда? Психолог в школе стал… как бы это сказать…? Нет! Не получается сформулировать! Попробую объяснить:

  • Бесконечные итоговые аттестации по огромному количеству предметов в каждом классе…
  • Нужны ассистенты. А у кого нет уроков? Правильно, у психологов.
  • ККР. Много. Кто ассистент?
  • Сопровождение на олимпиады. Тоже по огромному количеству предметов. Весь февраль-март.
  • Про ОГЭ и ЕГЭ молчу.
  • Плюс сопровождение на разного рода районные мероприятия.
Читать еще:  Профессия инженертехнолог описание суть какая зарплата

Кто «свободнее» всех в школе? Того и пошлем! И посылают! Когда возвращаюсь из очередной поездки, как говорят коллеги, «у тебя там с утра дети носом дверь подпирают»… А я не могу! У меня ж долг по часам с «коррекционниками». Там строго по программе. Не отвертишься. Толку правда с этих моих занятий я не вижу, но часы отвожу добросовестно. Причем в рамках своих должностных обязанностей. То есть, дефектолог и логопед ведут у этих детей «часы», им идет льготный стаж, они спокойно уходят домой после того, как отвели свои уроки, а я занимаюсь той же деятельностью, но в рамках своих должностных обязанностей! И формула 18+18 это на «усмотрение администрации».

У меня коллега на ставку психолога (а это с доплатой МРОТ. ) ведет в школе 25 часов коррекции! И находиться на рабочем месте она обязана 36 часов в неделю! И девиантов, и педколлектив, и профориентацию, и адаптацию, и т.д. (см. выше) у нее никто не отменял! И льготную пенсию она не получит. А вот ее коллеги логопед и дефектолог, которые работают с этими же детьми (причем, только с ними, без дополнительных «бонусов»), спокойно отработают свои 18 часов в неделю и спокойно пойдут домой, а потом и пенсию льготную свою получат.

Чем теперь занимаются школьные психологи?

У нас в РМО 19 психологов: 7 из них уже получают другое образование. Я не говорю о текучке. Молодняк приходит на год и тут же уходит. К этому уже все привыкли. Эти 7 человек проработали от 8 до 15 лет психологами в своих школах. Сейчас получают образование дефектолога, логопеда, учителя начальных классов и учителей предметников. А мне обидно! Лучшие уходят! Как так получилось, что психолог в школе получился «ни рыба ни мясо»? Ты не учитель, так как ты «сопровождаешь учебный процесс», но часы ты будешь вести точно по расписанию еще и больше чем на ставку (и, на минуточку, за МРОТ!).

О свободе деятельности, как в начале моей карьеры, — забудь! У тебя план «по сопровождению» на 36 страниц! И ненормативные кризисы, и прием бывших учеников, и долгие беседы с подростком «за жизнь» в этот план не вписываются. Да и как ты потом отчитаешься? «Консультирование бывших учеников для благополучия будущих»? И не напишешь в отчет, что в школе на 140 учащихся 1 курящий, а все девианты по 3 раза в неделю к тебе «просто так» заходят, потому и не бьют друг друга за школой. А «коррекцию» на году три раза проверят до буковки.

Вот и работай там, где укажут и проверят, если хочешь быть на хорошем счету. Да еще успевай заполнить бесконечные мониторинговые таблицы, которые спустили «сверху» Скорее всего, ты не имеешь к ним никакого отношения. Но. Кто у нас самый свободный в школе? Правильно! Психолог. Сиди и делай! А дети? Дети — домой, домой… Само рассосется! И почему-то не удивляет, когда в школах, где есть психолог, происходят серьезные акты агрессии. Не тем, на мой взгляд, занимаются сейчас психологи. Точнее, вынуждены заниматься! Я убеждена, что наша деятельность — это личность ребенка, его эффективная коммуникация, успешное самоопределение! Если здесь хорошо поработать, то все остальное приложится! И семья, и профессия и порядок в стране, наконец!

Что в итоге?

К чему я это все? Да накипело! И да! Я ушла из профессии. Ушла из школы. Сбежала. Дезертировала. Не буду бороться. В успех не верю. Да, скучаю. Консультирую по телефону, переживаю за своих учеников. Но я уверена, что психолог высшей категории, работающий за МРОТ, как сторож или уборщица, имеет право хотя бы на выбор приоритетов в своей деятельности. Раз этого не случилось, то дальше без меня. Образование без таких, как я, не пропадет. А я? А я буду скучать…

Особое положение

Малолетние преступники – отдельный куплет в «песне» про подростковых психологов. По закону, родителям подростка, совершившего не очень тяжкое правонарушение, предлагается два вида наказания на выбор: либо заплатить штраф, либо вместе с отпрыском пройти курс психологических тренингов.

Это странно, но большинство семей предпочитают заплатить штраф, нежели «связываться» с психологом. Причина такого недоверия и даже боязни, по мнению Ольги Андронниковой, опять же в том, что профессионализм «врачевателей душ» оставляет желать много лучшего.

Педагог-психолог из Искитима Михаил Полетев поднял проблему школьных конфликтов, которые случаются довольно часто: между школьниками, между школьниками и учителями, между учителями и родителями. «Сейчас во всех школьных конфликтах психолог принимает сторону директора, потому что подчиняется непосредственно ему, – говорит Михаил Михайлович. – Из-за этого очень часто конфликты остаются неразрешёнными, правые – виноватыми и наоборот». Михаил Полетаев убеждён, что психолог в школе должен быть на таком же положении, как особист в армии – над коллективом и вне зависимости от руководства.

Читать еще:  Докладсообщение на тему Профессия психолог

Сторону Михаила Полетаева принял супервизор, эксперт Росздравнадзора Игорь Лях. По его мнению, «корень зла» – принятая в школе система централизованного подчинения директору. Собственно, именно из этого вытекает не только проблема, обозначенная Полетаевым, но и то, что психолога используют как свободные руки на подхвате, а он не может сказать «нет». По мнению супервизора, школьные психологи должны относиться к иной структуре, например, быть сотрудниками консультативного центра при управлении образования.

Для того, чтобы школьные психологи стали профессионалами высокого уровня, уважаемыми и почитаемыми учителями, родителями и детьми, нужна реформа профессионального образования. «Сейчас даже профессии девиантолога в вузах нет, а девиаций – очень много», – сетует Ольга Андронникова.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Что наша жизнь? Игра!

Школьному психологу нужно не просто быть в центре событий — он должен эти события генерировать сам. Игра — отличный инструмент, который помогает узнать, как обстоят дела, что-то изменить, предотвратить, наладить и даже просто ближе «познакомить» учителей и учеников друг с другом.

Как-то я попросил второклассников принести их любимые игрушки, и целый урок мы выстраивали отношения между игрушками. Когда игра закончилась и дети ушли, их учительница сказала «Ну надо же, оказывается, какие они».

Однажды одна учительница обратилась ко мне с вопросом — что делать, если ребенок боится темноты, когда в классе используется проектор и выключается свет. Не показывать фильмы нельзя. Другие дети их любят, а этот мальчик рыдает, его трясет, начинается истерика.

Читайте также :

И тогда я предложил поиграть с ним в темноту, не гася свет. Причём поиграть честно, соблюдая все нюансы. Сначала мы убедились, что ребёнок чувствует себя в безопасности, а потом мало-помалу начали воспроизводить обычный порядок действий. Игра могла быть прекращена в любой момент по желанию ребенка. Совсем не факт, что всё получилось бы с первого раза. Но медленное, постепенное расширение зоны комфорта ребенка в итоге всё равно дает огромный прогресс.

На такого рода игры я всегда приглашаю какую-то часть остального класса. В дальнейшем эти дети станут опорой в адаптации «главного героя» нашей игры. Из них сформируется структура помощников, способных предотвращать различные негативные явления в классе вроде травли и дискриминации слабых.

Смягчаются вертикальные неформальные подчинения, зависимые и невзаимные отношения, борьба за внимание, изолированность, равно как и «звёздность» отдельных учеников. Этими притяжениями и отталкиваниями занимается вообще-то социометрия, но здесь я говорю в целом о миссии школьного психолога, который через события в классах не только сильно влияет на положительную динамику отношений и развитие детей, но и позволяет контролировать всё огромное, на самом деле, пространство школы.

Чтобы играть эффективно, школьному психологу нужно владеть социодраматическими приёмами и технологиями, знать социометрию, групповую диагностику, практику реабилитации, психологию отношений, теорию ролей, профилактику травли и многое другое.

Только осознав необходимость постоянного самосовершенствования всех участников образовательного процесса, мы сделаем школу безопасной и продуктивной средой для роста и воспитания наших детей.

Круг обязанностей

Но даже в случаях, если психологу позволяют выполнять свои прямые обязанности, их круг приходится серьезно ограничивать. Обычно работа сводится к диагностике готовности детей к школе, изучению адаптации к школьному обучению, профориентации и подготовке к экзаменам.

Читать еще:  Повторный инструктаж по охране труда периодичность проведения

В условиях бюрократической машины и эта работа отнимает немало времени. «Диагностика в школе часто может быть представлена в виде тестирования обучающихся. Звучит просто: тестирование. На деле же этот процесс напоминает квест, — делится психолог Светлана Богданчик. — Для начала необходимо собрать письменные согласия всех родителей, дети которых должны пройти тест. Потом само тестирование, обработка данных, составление отчета о результатах, написание рекомендаций законному представителю каждого обучающегося, прошедшего тест. При этом тестированию одновременно может привлекаться несколько классов или даже параллелей. А собрать 200–250 согласий с родителей — непростая задача, особенно в случае сжатых сроков».

Порой, чтобы облегчить себе задачу, психологи могут не отчитываться перед родителями. Но такой вариант лишь уменьшает и без того невысокий уровень доверия родителей к таким специалистам. По мнению руководителя психологической службы школы «Интеллектуал» Инги Толстых, с родителями, напротив, нужно всячески стремиться наладить контакт. «Иногда они не знают, как выстроить отношения с ребенком, сомневаются в его «правильном» физиологическом развитии, не знают, как помочь в выборе профессионального профиля или вуза — все эти вопросы можно и нужно обсуждать с психологом. В школах обязательно должен быть информационный стенд с расписанием и контактами психолога, чтобы родители могли позвонить и записаться на встречу», — уверена эксперт.

Не менее важно помогать и педагогам, которые регулярно сталкиваются с профессиональным выгоранием. «По-хорошему, с ними надо работать не меньше, чем с детьми. Логично исправить манеру преподавания одного человека, чем регулярно работать с «жертвами» его системы — детьми, — рассказывает в беседе с «Известиями» координатор психологической службы одной из государственных школ. — Но тут тоже много проблем: в одних случаях, педагоги не верят психологу и не пойдут к нему, в других — психологи сами мало обучены работе с такими преподавателями. Специалисты, которые умеют всё, не часто идут на работу с зарплатой в 40 тыс. за ставку».

Еще острее дефицит кадров стал ощущаться с приходом в школы инклюзивной системы, делится эксперт: «В одном нашем корпусе 20 детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — «Известия»), с каждым из которых нужно работать по часу в неделю. При этом есть еще 800–900 обычных детей, и времени на то, чтобы вести консультацию с ними, уже не хватает. По рекомендации Министерства образования на одного психолога должно быть не больше 20 учеников, но в реальности всё, конечно, по-разному. У нас эта отметка уже подошла, а дадут ли нам еще ставку, мы не знаем».

Профессия психолога: плюсы и минусы

Как и у любой другой, у профессии психолога есть свои достоинства и недостатки.

К положительным сторонам наш эксперт относит следующие пункты:
• Знания в области психологии помогают не только непосредственно в работе, но и в реальной жизни самому психологу, которому бывает легче правильно построить отношения или наладить работу с коллективом.

«Умение слушать, понимать и чувствовать других людей сильно помогает в жизни, потому что вы становитесь более адаптированными к процессам, которые с вами происходят», — комментирует эксперт.

• Высокая востребованность на рынке труда. Как говорилось выше, квалифицированный психолог может применить свои знания во многих сферах.
• Работа психолога приносит чувство глубокого морального удовлетворения, когда удается по-настоящему помочь другому человеку и вывести его из кризисного состояния.

Из минусов Элена Гамаюн выделяет, прежде всего, эмоциональное выгорание и рассказывает, что есть такие психологи, которые принципиально не работают с людьми, подвергшимися изнасилованию, болеющими смертельными заболеваниями, или, например совершившими убийство, потому что они не готовы слушать такого рода истории и пропускать их через себя.

«Если специалист не готов именно к этому, — предупреждает психолог, — то лучше заняться другими направлениями, которых в психологии масса: работа с маленькими детьми, с семейными парами и т.д. Потому что, когда происходит выгорание, помощь требуется уже самому психологу. Доводить до такого, конечно, не стоит».

Таким образом получается, что в хорошем психологе должны сочетаться такие качества как эмпатия и способность не смешивать свои личные проблемы с трудностями в жизни клиента. Умение абстрагироваться и начать сеанс с правильным внутренним настроем поможет избежать эмоционального выгорания и получать удовольствие от профессии. В учебных заведениях учат, как начать сессию с клиентом, в каком состоянии нужно находиться, как настроить себя на работу и освободить мысли после тяжелого клиента. По словам нашего эксперта, этому всему можно научиться, но если человек слишком эмоциональный и впечатлительный от природы, он всегда будет в зоне риска, и работать ему будет довольно сложно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector