Garant-blok.ru

Гарант Блок
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятия квалификации работника профессионального стандарта

ВложениеРазмер
trudovoy_kodeks_o_profstandartah.docx39.98 КБ

Материал составила заведующий ГБДОУ Буклинова Л.С.

Трудовой кодекс Российской Федерации о Профессиональных стандартах

  • Трудовой кодекс: понятия квалификации, профстандарт, назначения профстандарта, порядок разработки профстандартов.
  • Структура профстандарта.
  • Уровни образования.
  • Порядок применения профстандартов.

Профессиональные стандарты разработаны и применяются согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ):

  1. Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

1.1.Трудовая функция – это то новое, что отличает профстандартов от привычных квалификационных характеристик.

Квалификационные характеристики: Должностные обязанности – должен знать – требования к квалификации (к образованию)

Понятие Трудовая Функция дано в статье 57 ТК РФ: причем в 2х трактовках.

Фактически трудовая функция – это то, что закреплено в трудовом договоре.

Формулировка в нем будет зависеть от того, какая трактовка понятия выбрана:

1. Это работа по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессией и специальностью с обязательным указанием квалификации;

Работник обязуется исполнять работу в должности воспитателя (а конкретные трудовые обязанности, которые он будет выполнять, будут прописаны в должностной инструкции.

2. а также это вид конкретной деятельности, которую поручают сотруднику.

Воспитателю поручается выполнение педагогических (конкретные названия) функций

По смыслу ст.15, ч.2 ст. 57 ТК РФ понятия «должность» и «трудовая функция» – не идентичны: функции воспитателя не относятся только к воспитателю, одна и та же функция может относиться к разным должностям (например, функция разработки и реализации образовательной программы относится к любой педагогической должности по ФЗ-273).

По сути, трудовые функции характеризуют должность.

А сама трудовая функция конкретизируется определенными должностными обязанностями, т.е. конкретными действиями, которые надо совершать для исполнения этой функции.

Как определяется уровень квалификации

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Как читать профстандарты?

Профстандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, которые находятся на различных квалификационных уровнях и связаны общей задачей, например, руководство организацией (подразделением организации), осуществляющей деятельность в области физкультуры и спорта. Соответствующий профстандарт[7] распространяется как на «простые» должности («директор по спортивной работе», «директор спортивного клуба», «директор туристско-спортивного клуба», «начальник альпинистской станции»), так и на должности, требующие очень высокого уровня квалификации («генеральный директор (директор) ресурсного , «главный тренер» и т. д.).
Согласно п. 6 Правил профстандартов[8] разработка стандарта осуществляется в соответствии с его макетом[9].

Макет каждого профстандарта состоит из четырех частей:

1. Общие сведения.

2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

Особенности образовательного процесса

Знания вы получаете в учебном заведении, высшем или среднем специальном. После окончания учебного заведения вам выдается свидетельство или диплом, в котором указана ваша специальность. Но специальность указывает только на ваши знания. Квалификация персонала предполагает еще и опыт работы, который только предстоит получить. Во многих учебных заведениях учащиеся проходят практику, где они получают опыт работы по данной специальности. После этого на квалификацию молодого сотрудника начинают влиять его личностные качества: способность выполнять данный вид работы, качество рабочей силы.

Надо отметить, что выпускники одного и того же учебного заведения по-разному подготовлены к работе. Поэтому при приеме на работу работодатель проводит личное собеседование с будущим работником, чтобы установить его квалификацию. К тому же надо учесть, что учебные заведения имеют разные уровни аккредитации. Если учебное заведение имеет второй уровень аккредитации, оно готовит специалистов с неполным высшим или со средним специальным образованием. Третий уровень аккредитации говорит: квалификация персонала такова, что выпускники будут иметь полное высшее образование. Четвертый уровень присваивается высшим учебным заведениям, которые имеют в своих подразделениях магистратуру и аспирантуру.

Естественно, что работодатели стараются получить к себе в служащие выпускников ведущих вузов страны, поскольку из них выходит высококвалифицированный персонал.

Определение уровня квалификации

Для определения качества рабочей силы в нашей стране введен квалификационный разряд, с помощью которого определяется квалификационный уровень работника. Существует аттестационная комиссия, которая в зависимости от сложности работы, ее важности и степени виртуозности выполнения данной работы работником присваивает ему разряд. На промышленных предприятиях в России приняты 6 разрядов для определения квалификации работников. Первый – самый низкий, шестой – самый высокий.

В научно-исследовательских институтах для определения квалификации персонала предприятия введены категории. Категория инженера напрямую влияет на его оклад. Для определения оклада приняты тарифные коэффициенты квалификации работников. Они представляют собой цифры от 0 до 1, на которые умножается оклад инженера высшей категории. Таким образом определяется оклад инженера конкретной категории. При определении категории инженера отсчет ведется не так, как при присвоении квалификационного разряда работникам на заводах.

Напротив, инженер первой категории – это самый квалифицированный сотрудник в данной должности. Вторая категория – это менее квалифицированный персонал и т. д.

Для регулирования отношений работодателя и работника существуют такие понятия, как должностная инструкция и квалификационные требования. Должностная инструкция – это список обязанностей сотрудника. Квалификационные требования – список навыков и знаний, которыми должен обладать квалифицированный персонал. При приеме на работу оба эти документа предъявляются будущему сотруднику. В процессе работы, если обязанности не входят в должностную инструкцию, а запросы к навыкам сотрудника отличаются от квалификационных требований, сотрудник может отказаться от выполнения работы. При этом работодатель не имеет права его уволить или понизить ему оклад. Хотя в процессе развития предприятия должностные инструкции могут измениться. Работодатель обязан уведомить об этом сотрудника.

Должности с обязательными квалификационными требованиями

Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:

  • педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
  • государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
  • муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).

Применение профессиональных стандартов [ править | править код ]

Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, который применяется:

  • в сфере труда — для управления персоналом, формирования кадровой политики;
  • в системе профессионального образования — при разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ (в части профессиональной составляющей), профессионально-общественной аккредитации образовательных программ);
  • при независимой оценке квалификации.

При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться:

1. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс):

  • часть вторая статьи 57 – наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • статья 195.3: требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязательность применения профессиональных стандартов устанавливается для случаев, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 57; статья 195.3).

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление).

Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных планов с учетом мнения представительного органа работников.

3. Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • статья 11, п. 7: — формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

4. Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»:

  • статья 2, п. 3 — независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Профессиональные стандарты являются важным элементом Национальной системы квалификаций.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТМладший медицинский персонал
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector